Новости

Просмотров 328

Выставка «Непарадный Ленинград» в трех музеях России

Выставка  «Непарадный Ленинград» в трех музеях России

1 июля – 28 июля 2021

Государственный музей изобразительных искусств республики Татарстан

Национальная художественная галерея «Хазинэ» (г. Казань, Казанский Кремль)

 

5 августа – 5 сентября 2021

Челябинский государственный музей изобразительных искусств (г. Челябинск)

 

16 сентября – 31 октября 2021

Свердловский областной краеведческий музей

Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских–Козелл»  (г. Екатеринбург)

 

Пресс-релиз

            Летом и осенью 2021 года Государственный музей истории Санкт-Петербурга покажет выставку «Непарадный  Ленинград» в трех городах России: Казани, Челябинске и Екатеринбурге. 

            Выставка объединила около 120 живописных, графических работ и литографий из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, запечатлевших  виды Ленинграда довоенного и послевоенного десятилетий.  Это произведения двадцати двух ленинградских  художников, среди которых Александр Ведерников, Владимир Гринберг, Николай Емельянов, Борис Ермолаев, Николай Лапшин, Вячеслав Пакулин, Алексей Пахомов, Алексей Почтенный, братья Анатолий и Виктор Прошкины, Александр Русаков, Николай Тырса, Яков Шур и другие.

            Экспозиция дает представление о ленинградской пейзажной школе 1930-1940-х годов. Начальный период творчества большинства художников, чьи работы демонстрируются на выставке, был связан с объединением «Круг художников» (1923-1932).  Основное направление городского пейзажа «круговцев» — это изображение непарадного Ленинграда.  Работы мастеров этого объединения отличает большая степень обобщенности и работа крупным мазком.

            После образования в 1932 году единого Союза советских художников и провозглашения принципов социалистического реализма, большинство членов объединения продолжали работать в прежнем стиле, в отличие от многих авангардистов, которым пришлось менять свои творческие манеры, подстраиваясь под новые условия. Творческие искания нового выразительного языка в пейзажном жанре не завершились, а напротив, получили широкое развитие. Учитывая непростое время, в которое творили художники, – а это время террора и репрессий – можно расценивать их творчество как попытку уйти от действительности, от главных задач современности, поскольку даже среди художников бытовало мнение, что пейзаж — жанр несерьезный и неосновательный. Тем не менее, обращение к каталогам выставок 1930–1940-х годов дает основание сделать вывод о неизменном преобладании этого жанра в экспозициях не только регионального, но и общесоюзного значения.

            Характерной особенностью произведений ленинградских пейзажистов было не фиксирование зрительных наблюдений, а умение минимумом средств создать максимум впечатлений, обобщить и упростить пейзаж, создавая форму крупными цветовыми пятнами и цветовыми взаимодействиями.

            Помимо живописных работ, на выставке представлены произведения, выполненные в акварельной технике и технике гуаши, а также в технике литографии и гравюры. В них также прослеживаются аналоги живописных приемов. Нередкими являются повторения сюжетов и композиций в разной тональности и разных природных состояниях: закат и восход солнца, разное время года, дождливый или ясный день.

Представленные на выставке работы дают возможность побывать в знакомых и малоизвестных уголках Ленинграда 1930–1940-х годов, таких как  Крюков канал, канал Грибоедова в районе Коломны, Старая деревня или новые, недавно выстроенные кварталы на проспекте Стачек в Кировском районе, ощутить удивительное слияние города и природы, наблюдая его состояние в разные времена года, в разное время суток.

0

Комментарии ()

    Другие новости