Новости

Просмотров 87

Красота и стиль. История модной фотографии. Из собрания Фонда Still Art

Красота и стиль. История модной фотографии. Из собрания Фонда Still Art

Когда:

12.12.2021 — 13.03.2022

Где:

Главный штаб Государственного Эрмитажа, Белый зал

Доступно:

Для посещения с экскурсией

Экспозиция рассказывает об истории фэшн-фотографии второй половины XX – XXI веков и знакомит с основными мотивами современной модной репрезентации на примере работ из коллекции Фонда Still Art. На выставке представлены авторские отпечатки Эрвина Блюменфельда, Хорста П. Хорста, Ричарда Аведона, Ирвина Пенна, Хельмута Ньютона и Ги Бурдена, уже ставшие классикой.

Как отмечает Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа: «Эрмитаж много занимается историей костюма (то есть модой) и любит делать выставки фотографии. Сегодня эти течения сошлись с помощью прекрасной коллекции и очень тщательного отбора знаковых образов».

«Я благодарна Эрмитажу за сотрудничество, в результате которого появилась возможность в моем родном городе и его главном музее показать культовые работы из собрания Фонда (который управляет на сегодняшний день самым масштабным собранием западной fashion-фотографии ХХ-ХХI веков в России). Я рада, что гости выставки увидят оригинальные работы признанных мировых фотографов, и надеюсь, что этот важный для Фонда и меня лично выставочный проект вызовет искренний интерес посетителей музея и даст новый импульс исследованию и развитию модной фотографии в России», – комментирует Елена Николаевна Карисалова, основатель Фонда Still Art.

«Фотография не так давно попала в музейные стены. Понимаемая как «общедоступное искусство», она казалась чем-то несерьезным, преходящим. В конце XX века музеи осознали ее ценность для культуры и принялись строить хранилища для фотоколлекций. В Эрмитаже есть немало исторических снимков, которые на наших глазах были осознаны как самостоятельный материал. В последние годы в музее прошли выставки Сесила Битона, Кандиды Хефер, Стива Маккарри, братьев Хенкиных. Некоторые снимки попали в собрание музея», - подчеркивает Дмитрий Юрьевич Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа.         

В конце XX – начале XXI веков модная индустрия приобретает все больший масштаб, а феномен моды и модного образа переживает резкий взлет и становится предметом глубокой философской и культурной рефлексии. Современная мода – это работа с проекцией чужих желаний, мнений, предрассудков и амбиций, а модная фотография – лаборатория, в которой эта работа происходит. Критики признают, что в XX веке мода и модная фотография становятся практически неотделимы, создавая одно общее пространство: зрелищные проекты развиваются на разворотах глянцевых журналов, со страниц прессы грандиозная фантазия мира «фэшн» обольщает и искушает, формулы модного языка оттачиваются в снимках и фотопроектах.

Самая ранняя из представленных на выставке работа – классический авторский отпечаток 1939 года «Корсет Mainbocher» Хорста П. Хорста – яркий символ Европы между двумя мировыми войнами. Он станет своеобразной начальной точкой отсчета истории модной индустрии: война кардинально ее изменила и подстегнула унификацию и нормирование легкой промышленности. Вместе с тем, высокая мода по мере глобализации рынка и развития масс-медиа все больше осознавала себя как сферу фантазий и амбиций. Совместно с фотографией она создавала желанные образы, в которых универсальность языка сочетается с недоступностью мечты. 

В XX веке модная фотография, с одной стороны, совершает экспансию в область высокого искусства, с другой – завоевывает позиции в сфере популярной культуры. Работы Эрвина Блюменфельда и Ирвина Пенна, выполненные для обложек «Vogue» в 1950 году, расшатывают представление о коммерческой функции модного снимка: они выглядят не столько как реклама одежды в привычном для современников смысле, сколько как самостоятельное произведение искусства. Постепенно, с ростом благосостояния и притоком капитала в индустрию, модные съемки становятся все более масштабными и дорогостоящими, а фантазии фотографов – все более причудливыми. Символом амбиций и напора модной съемки этого десятилетия становятся серии Ричарда Аведона, сделанные в экзотических уголках мира. С 1970-х годов модная фотография начинает аккумулировать мрачную и подчас протестную энергию субкультур – особенно ярко мотивы вуайеризма, эротики выразились в снимках Хельмута Ньютона. К концу 1980-х годов в массовой культуре появляется феномен “супермодели”: героини  обложек журналов получают колоссальный капитал публичности и почитаются наравне с кинозвездами. Снимок Херба Ритца с пятью супермоделями (1989) отражает этот новый статус моделей как селебрити. В 1990-е годы догматичному языку традиционного глянца молодые модные фотографы противопоставляют непринужденность, постмодернистский юмор, прямоту и дерзость интонаций.

Сегодня модная индустрия не просто играет с тенденциями, производя привлекающие внимание символы, она постоянно переосмысляет свой изобразительный канон, этические и эстетические законы.

Выставка «Красота и стиль. История модной фотографии из собрания Фонда Still Art» подготовлена Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта «Эрмитаж 20/21». Куратор выставки – Дмитрий Юрьевич Озерков, заведующий Отделом современного искусства.

К выставке подготовлен иллюстрированный каталог.

Экспозиция рассказывает об истории фэшн-фотографии второй половины XX – XXI веков и знакомит с основными мотивами современной модной репрезентации на примере работ из коллекции Фонда Still Art. На выставке представлены авторские отпечатки Эрвина Блюменфельда, Хорста П. Хорста, Ричарда Аведона, Ирвина Пенна, Хельмута Ньютона и Ги Бурдена, уже ставшие классикой.

Как отмечает Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа: «Эрмитаж много занимается историей костюма (то есть модой) и любит делать выставки фотографии. Сегодня эти течения сошлись с помощью прекрасной коллекции и очень тщательного отбора знаковых образов».

«Я благодарна Эрмитажу за сотрудничество, в результате которого появилась возможность в моем родном городе и его главном музее показать культовые работы из собрания Фонда (который управляет на сегодняшний день самым масштабным собранием западной fashion-фотографии ХХ-ХХI веков в России). Я рада, что гости выставки увидят оригинальные работы признанных мировых фотографов, и надеюсь, что этот важный для Фонда и меня лично выставочный проект вызовет искренний интерес посетителей музея и даст новый импульс исследованию и развитию модной фотографии в России», – комментирует Елена Николаевна Карисалова, основатель Фонда Still Art.

«Фотография не так давно попала в музейные стены. Понимаемая как «общедоступное искусство», она казалась чем-то несерьезным, преходящим. В конце XX века музеи осознали ее ценность для культуры и принялись строить хранилища для фотоколлекций. В Эрмитаже есть немало исторических снимков, которые на наших глазах были осознаны как самостоятельный материал. В последние годы в музее прошли выставки Сесила Битона, Кандиды Хефер, Стива Маккарри, братьев Хенкиных. Некоторые снимки попали в собрание музея», - подчеркивает Дмитрий Юрьевич Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа.         

В конце XX – начале XXI веков модная индустрия приобретает все больший масштаб, а феномен моды и модного образа переживает резкий взлет и становится предметом глубокой философской и культурной рефлексии. Современная мода – это работа с проекцией чужих желаний, мнений, предрассудков и амбиций, а модная фотография – лаборатория, в которой эта работа происходит. Критики признают, что в XX веке мода и модная фотография становятся практически неотделимы, создавая одно общее пространство: зрелищные проекты развиваются на разворотах глянцевых журналов, со страниц прессы грандиозная фантазия мира «фэшн» обольщает и искушает, формулы модного языка оттачиваются в снимках и фотопроектах.

Самая ранняя из представленных на выставке работа – классический авторский отпечаток 1939 года «Корсет Mainbocher» Хорста П. Хорста – яркий символ Европы между двумя мировыми войнами. Он станет своеобразной начальной точкой отсчета истории модной индустрии: война кардинально ее изменила и подстегнула унификацию и нормирование легкой промышленности. Вместе с тем, высокая мода по мере глобализации рынка и развития масс-медиа все больше осознавала себя как сферу фантазий и амбиций. Совместно с фотографией она создавала желанные образы, в которых универсальность языка сочетается с недоступностью мечты. 

В XX веке модная фотография, с одной стороны, совершает экспансию в область высокого искусства, с другой – завоевывает позиции в сфере популярной культуры. Работы Эрвина Блюменфельда и Ирвина Пенна, выполненные для обложек «Vogue» в 1950 году, расшатывают представление о коммерческой функции модного снимка: они выглядят не столько как реклама одежды в привычном для современников смысле, сколько как самостоятельное произведение искусства. Постепенно, с ростом благосостояния и притоком капитала в индустрию, модные съемки становятся все более масштабными и дорогостоящими, а фантазии фотографов – все более причудливыми. Символом амбиций и напора модной съемки этого десятилетия становятся серии Ричарда Аведона, сделанные в экзотических уголках мира. С 1970-х годов модная фотография начинает аккумулировать мрачную и подчас протестную энергию субкультур – особенно ярко мотивы вуайеризма, эротики выразились в снимках Хельмута Ньютона. К концу 1980-х годов в массовой культуре появляется феномен “супермодели”: героини  обложек журналов получают колоссальный капитал публичности и почитаются наравне с кинозвездами. Снимок Херба Ритца с пятью супермоделями (1989) отражает этот новый статус моделей как селебрити. В 1990-е годы догматичному языку традиционного глянца молодые модные фотографы противопоставляют непринужденность, постмодернистский юмор, прямоту и дерзость интонаций.

Сегодня модная индустрия не просто играет с тенденциями, производя привлекающие внимание символы, она постоянно переосмысляет свой изобразительный канон, этические и эстетические законы.

Выставка «Красота и стиль. История модной фотографии из собрания Фонда Still Art» подготовлена Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта «Эрмитаж 20/21». Куратор выставки – Дмитрий Юрьевич Озерков, заведующий Отделом современного искусства.

К выставке подготовлен иллюстрированный каталог.

0

Комментарии ()

    Другие новости