Новости

Просмотров 311

Выставка «Агван Доржиев. Учёный и дипломат, принёсший буддизм в сердце России».

Выставка «Агван Доржиев. Учёный и дипломат, принёсший буддизм в сердце России».

Впервые широкой публике предоставлена возможность познакомиться с экспозицией, посвященной великому бурятскому дипломату ламе Агвану Лобсану Доржиеву (1853/4–1938), известному далеко за пределами России. На выставке собраны самые яркие материалы из петербургских коллекций, характеризующие столь значимый для буддистов России и мира петербургский период биографии Доржиева.

Обладая колоссальной духовной мудростью, неистощимой энергией и глубоким состраданием, Агван Доржиев посвятил свою жизнь развитию учения Будды в России в самый сложный и непредсказуемый исторический период. Насыщенная внешнеполитическая деятельность Доржиева, выступавшего с дипломатической миссией для сближения России, Тибета и Монголии, никогда не расходилась с принципами и обетами, которые он соблюдал, будучи монахом высших духовных посвящений. Маневрируя между политическими силами тех лет, пренебрегая опасностью, которой подвергалась его собственная жизнь, Доржиеву удалось сблизить Россию с буддийским миром, усилить связи между выдающимися буддийскими деятелями Бурятии и востоковедами Санкт-Петербурга; благодаря его инициативе появился и первый в Европе буддийский храм – Дацан Гунзэчойнэй.
В состав организаторов проекта, помимо Музея-института семьи Рерихов, входят Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» и Фонд развития буддийской культуры. Экспозиция сформирована при участии Государственного Эрмитажа, Государственного музея истории религии, Института восточных рукописей РАН, Дома-музея семьи Рерихов в Улан-Баторе и петербургского коллекционера Игоря Михайловского.

Один из центральных экспонатов выставки – современная статуя Агвана Доржиева (бронза, скульптор И. Е. Итыгилов, 2016), изготовленная для алтарной композиции Санкт-Петербургского дацана (парная к статуе Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржи Итигэлова). В дальнейшем освященная по канону статуя Доржиева не будет покидать дацан. Посетителям выставки предоставляется эксклюзивная возможность увидеть скульптуру в нерелигиозных условиях.
Собственноручно написанная Агваном Доржиевым книга из монастыря Нандолгэцогдаржаалин, найденная сотрудниками «Рерих Шамбала музей» (Дом-музей семьи Рерихов в Улан-Баторе), также будет представлена на выставке и станет подлинной сенсацией.
Из коллекции Государственного Эрмитажа на выставку поступят некоторые дары Далай-ламы XIII императору Николаю II. Среди них – как типичные этнографические предметы, так и шедевры буддийского искусства. В свое время эти дары находились в личных комнатах Николая II в Зимнем дворце. Кроме того, Эрмитаж предоставляет два карандашных портрета Далай-ламы XIII, выполненные русским художником Н. Я. Кожевниковым в 1905 г. в Урге (современный Улан-Батор). Далай-лама скрывался в Монголии во время английской экспансии в Тибет 1903–1904 годов.
Среди художников, оформлявших интерьеры дацана в 1912–1915 годах, а затем в начале 1930-х, выдающаяся роль принадлежит зурагчи (ламе-художнику) Осору Будаеву, которого А. Доржиев вызвал из Бурятии наряду с другими мастерами. Большая часть работ, и буддийского, и светского содержания, этого незаурядного танкописца была безвозвратно утрачена в предвоенные годы, сам он расстрелян. До нашего времени дошли очень немногие его полотна, и тем более интересной является посвященная ему часть экспозиции.
Государственный музей истории религии передал на выставку красочное полотно «Колесо сансары», печатную доску, с помощью которой делали неокрашенный рисунок и сам этот рисунок. Набор наглядно демонстрирует все стадии печатной технологии изготовления тангки.
Институт восточных рукописей РАН передал на выставку большую коллекцию материалов, представляющих научные труды и издательскую деятельность Агвана Доржиева в Санкт-Петербурге в начале ХХ века. Среди представленных прижизненных изданий – «Автобиография», «Краткая история монголов по монгольской летописи Хухе дебтер. (Синяя книга)», «Строение мира», «Положение бурят, состоящих в российском подданстве», «Новый монголо-бурятский алфавит» и другие. Стоит особо отметить книги, посвященные развитию монголо-бурятской письменности и детскому образованию, включая переводы сказок.
Большое количество фотографий, оригинальных или в копиях, познакомит зрителей с портретными и коллективными снимками А. Доржиева, а также с историей создания буддийского храма в Петербурге, в строительстве которого, как известно, заметную роль играл Н. К. Рерих. Общение с А. Доржиевым повлияло на направление последующих географических и духовных путей художника.

Биографическая справка об Агване Доржиеве:
Агван Лобсан Доржиев (1853/4–1938), родом из хоринских бурят, российский подданный. Родился в улусе Хара-Шибирь Заиграевского района Республики Бурятия. Высшее буддийское образование получил в Тибете в Гоман дацане монастыря Дрепунг. Закончил обучение в 1888 году. Получил высшую ученую степень – «лхарамба» (доктор буддийских наук). Был назначен одним из наставников («цаннид-хамбо») юного Далай-ламы XIII, обучая его буддийской философии и литературе; также был его партнёром по философскому диспуту, одной из важнейших дисциплин буддийского образования. Впоследствии стал его ближайшим доверенным лицом и советником. В 1897 году был направлен Далай-ламой в Европу – Россию и Францию, – с дипломатической миссией для выяснения возможностей поддержки Тибета в противостоянии экспансии Британской империи. В 1898 году посещает Санкт-Петербург; при посредничестве князя Э. Э. Ухтомского получает аудиенцию у императора Николая II. В 1900 году проводит первое во Франции буддийское богослужение во время открытия Всемирной выставки в Париже. Возвращается в Тибет, где возведен в чин старшего кхенпо с правом голоса во всех вопросах политики и веры. С дипломатическими поручениями посещал Монголию, Китай, Россию, Индию, Цейлон, Японию, Германию, Италию, Великобританию. В 1900 году получает высочайшее согласие императора Николая II на строительство дацана в Санкт-Петербурге. Строит дацаны, духовные училища и школы в Бурятии и Калмыкии, открывает издательство в Санкт-Петербурге. В 1919 году, когда Санкт-Петербургский дацан подвергается разграблению, Доржиеву удается реставрировать храм – вопреки тяжелейшим условиям времени. Сотрудничает с новым политическим режимом для сохранения философии буддизма, а также храмов и школ. В 1921 году по многочисленным просьбам учеников пишет автобиографию «Занимательные заметки. Описание путешествия вокруг света». Арестован в 1937 году в возрасте 85 лет. Скончался в 1938 году в тюремной больнице г. Улан-Удэ. Место захоронения неизвестно.
19 мая — 18 сентября
Адрес музея: В.О., 18-я л., д.1.

0

Комментарии ()

    Другие новости