Гость номера

Просмотров 3101

Александр Лушин — эксцентричный перфекционист

Александр Лушин — эксцентричный перфекционист

Текст: Оксана КРАПИВКО  Фото: Иван ЧЕРНЫХ, Михаил РЯХОВСКИЙ 

Эксцентричный, ироничный, парадоксальный, отрицающий обыденность и пошлость — таким актер, певец, шоумен (список можно продолжить) Александр Лушин предстает перед своей сценической аудиторией. Однако в основе реализации его разноплановых талантов оказываются весьма рациональные категории: ответственность, сосредоточенность, профессионализм и перфекционизм. 

– Ваш самый известный псевдоним – Александр Борисович Лучший. Что может заставить вас почувствовать себя лучшим и сказать: «Ай да Лушин!» 

– Я, конечно, стараюсь, чтобы возможность гордиться собой стала моим постоянным состоянием души. Но для этого приходится прикладывать много усилий. В профессиональном плане меня радует исполнение того или иного произведения без энергетических скачков и провалов. Тогда можно говорить и о мастерстве, и не побоюсь этого слова, совершенстве. Если мое исполнение соответствует некоей высокой планке, это вызывает у меня состояние воодушевления и гордости собой, чувство глубокого удовлетворения. Также это касается, как это ни странно звучит, и многих бытовых вещей, к примеру, визитов в официальное учреждение. Склад моей личности часто отрицает прозу жизни, и поэтому поход по инстанциям для меня также является поводом преодолеть себя, совершить над собой усилие, и если получаешь нужный результат – разве это не причина для поднятия уровня самоуважения? Последнее, кстати, с точки зрения психологии, является одним из трех непременных составляющих гармоничной личности. 

Актер Александр Борисович Лучший

ОСОЗНАННОЕ СЛУЖЕНИЕ 

– Актер, автор, сценарист, шоумен, певец, генеральный директор… Какая из этих ипостасей требует большей дисциплины и энергетической отдачи? 

– Генеральный директор – это, скорее, не ипостась, а некая повинность. В действительности всю хозяйственную деятельность и репертуарную политику театра осуществляет наша прекрасная молодая команда, (речь идет о «Таком театре» – прим. ред.), а я, помимо 

творческих, выполняю только некоторые формальные обязанности. Но да, моя подпись вот уже лет 10 стоит на главных документах «Такого театра», и это позволяет мне ощущать свою причастность ко всему, что было создано нами за эти два десятилетия. 

Что до остальных ипостасей, то театр позволяет их органично и эффективно совмещать – и исполнительскую, и авторскую, и вокальную, и актерскую, и художественную… Театр – это очень удачная форма реализации всех моих творческих амбиций. Хочется всего и сразу, и театр дает мне такую возможность. Одновременно это и служение – я поддерживаю своим участием целый коллектив. В случае необходимости посещаю официальные инстанции, выполняю все формальные повинности, служу театру. Также и в Александринском театре невозможно обойтись без осознанного желания служить. 

– В каком смысле? 

– Поскольку в традиционном театре творчество очень регламентировано, и найти возможность встроить свою энергию в четкие рамки режиссерского замысла, чтобы это не было механическим выполнением рисунка – непростая задача. Возникает аналогия с оркестром – неверное исполнение даже самой незначительной партии ставит под угрозу целостность всего произведения. Поэтому служить, выполнять свою работу следует безупречно. Даже самое малое участие в творческом процессе должно происходить со 100%-ной самоотдачей. Если этого осознания нет, то совершенства достичь не получится. 

– В декабре исполняется 20 лет «Такому театру». Чем для вас является этот проект? 

– Дата, конечно, весьма условна. Идея создания «Такого театра», по легенде, возникла в дороге, в купе поезда, когда в диалоге она прозвучала примерно как ответ на вопрос: «а давайте создадим театр! – какой? – а «Такой!». И это было в сентябре! Театр как юридическое лицо был официально зарегистрирован 14 февраля, в день влюбленных, но эта дата не прижилась почему-то. В декабре-то театр де-факто уже существовал, мы принимали участие в фестивале, гастролировали. А первое представление «Черствых именин» было вообще то ли весной, то ли летом. 

А что «Такой Театр» значит для меня? Как всякое любимое детище, это и забота, и радость. Но в первую очередь – это возможность быть внутри прекрасного процесса. 

– Какие у вас отношения с деньгами? Они вас любят? 

– Не получилось у меня пока с деньгами взаимной любви, потому что всех нас с детства учили, что не в них счастье. Когда сменилась эпоха, поменялась и идеология. Пришлось учиться любить деньги, будучи уже сформировавшейся личностью. Жизнь подсказывала мне, что с ними лучше, чем без них, а их отсутствие может быть весьма печальным. Но у меня никогда не было больших денег. А если какие-то появлялись, я часто тратил их совершенно нерационально, спускал свои заработки на совершенно непрактичные вещи. Впрочем, я не оставляю попыток наладить с Плутосом отношения. (Плутос – древнегреческий бог богатства и изобилия – прим. ред.) 

– А любовь? К чему в вашем случае приводит состояние влюбленности? Как давно вы его испытывали? 

– С годами я понял, что для влюбленности не обязательно нужен одушевленный объект. Во мне, к примеру, состояние влюбленности вызывает солнце. Вернее, не его постоянное наличие, а появление после долгого перерыва, весной, например. Тогда возникает предощущение, предвкушение чего-то прекрасного. У меня может возникнуть влюбленность в творческий процесс, в какое-то произведение (в том числе и собственное). К счастью, такое состояние драйва, влюбленности, настигает меня достаточно регулярно – к примеру, прошлой весной, когда я выложил в Инстаграм эскиз своей песни про солнышко. 

– В прошлом году на своем юбилее вы спели задорную песню «Ну и что, что 50». Что радует вас сегодняшнего, 50-летнего? 

– Комфорт. Его с возрастом начинаешь ценить гораздо больше, потому что возможности тела уже не такие, как в 20 лет. И хочется выстроить такую среду обитания, где ничего бы тебя не стесняло и не мешало. И если удается достичь определенного уровня комфорта, это доставляет удовольствие. 

Творческий процесс также является для меня большим удовольствием. Особенно если речь идет о совместном творчестве. Это лучшее, что может быть – когда творческие личности находят общий язык, возможно, понятный только им, для созидания чего-то эстетически ценного. Это наивысшее удовольствие. 

Певец Александр Лушин

– Сократился ли с возрастом ваш круг общения? 

– Ротация, безусловно, происходит. В том числе и по естественным причинам – в 50 уже понимаешь, что никто не вечен, и смерть становится обыденным явлением. Но одновременно случается много новых прекрасных знакомств, которые вдохновляют. Со временем очень изменился способ коммуникации – если раньше много времени занимало общение непродуктивное, тусовки, то сейчас мне хочется тратить время на общение, которое дает некий творческий результат. Поэтому меняется и круг общения. 

– Дайте определение дружбы. 

– Обычно, когда говорят о дружбе, подразумевают взаимовыручку. Но лучше не испытывать людей на готовность сорваться и примчаться к тебе по первому зову. Хотя, Александр Борисович Лучший, конечно, всегда готов вам помочь! А друг – это, наверно, тот, с кем интересно. 

– Многие ваши сценические проекты – моноспектакли. Вы по жизни одиночка? И как удается выдерживать напряжение (в том числе физическое) во время длительного пребывания на сцене? 

– В моем репертуаре есть несколько моноспектаклей. Один из них носит название «Даниил Хармс. История СДЫГР АППР» – я сделал композицию по дневникам и произведениям писателя и для ее сценического воплощения пригласил своего педагога, профессора Ю. В. Васильева. До того была постановка «Еще о стоматологии», это уже по моей пьесе. Тогда мне важно было доказать себе, что я могу рассказать историю средствами театра совершенно самостоятельно. А уже потом был спектакль по рассказам Чехова «Сказки Мельпомены» – его мне помогал делать молодой режиссер Александр Никаноров. Тут, кроме игры одного актера, нет вообще никаких других выразительных средств, его можно играть в любом помещении и с любыми декорациями, я один раз даже без электричества играл, при свечах. А с Сашей, кстати, мы недавно в театре «Цехъ» выпустили драматический сеанс «ЛЮБЛЮ» по пьесе Вырыпаева «Чему я научился у змеи». Тут я на сцене уже не один, у меня прекрасная компания. 

А формат моноспектакля я выбирал, возможно, из-за того, что мне бывает сложно привлекать других людей, просить их о чем-то. Подчас бывает проще сделать все самому, в том числе и нести ответственность за результат. К тому же это лучшая форма тренинга. Важно настроить свою психофизику так, чтобы не просто произнести выученный текст, а выстроить последовательный и логичный диалог со зрителем, через смыслы дотронуться до его чувств. Это невозможно без полной отдачи. Кстати, одна из моих песен, из репертуара коллектива «Экипаж молодость», называется «Когда работу выполнил как надо». И она как раз о том, что очень важно испытывать удовлетворение от хорошо сделанной работы. В том числе и работы артиста. 

– То есть важны не кураж, а опыт и мастерство? 

– Мастерство помогает испытывать кураж. Однако на одном кураже далеко не уедешь. Виктор Анатольевич Рыжаков (театральный режиссер, актер, педагог – прим. ред.) когда мы репетировали с ним «Оптимистическую Трагедию» в Александринке, как-то говорил, что в актерском мастерстве главное – внимание и сосредоточенность, без них невозможна стопроцентная вовлеченность в процесс, способность транслировать смыслы, заложенные автором. 

– Расскажите о ваших новых проектах. 

– Буквально несколько часов назад пришло известие, что мне доведется участвовать в постановке замечательного венгерского режиссера Атиллы Виднянского по роману Кафки «Процесс» на сцене Александринского театра, причем премьера уже в начале декабря! 

Параллельно на площадке «Скороход» выпускается спектакль «2084», посвященный 20-летию «Такого театра», в нем прозвучат мои песни. Конечно, Александр Борисович Лучший как самостоятельная творческая единица и носитель идеологии Блага и Добра также порадует публику своими новыми творениями – «меломантрами». Вскоре два уже известных альбома – «Докопаться до истины-2» и «Спасительные сеансы Александра Борисовича Лучшего» – станут доступны на цифровых платформах, а вслед за ними будут опубликованы и более современные материалы, созданные для различных театральных постановок, условно объединенные в цикл «Лучший 2018-2021». Выйдет сингл «Коллеги» с песнями из одноименного спектакля. Затем последует альбом «Нога бомжа», где собраны песни, написанные для одноименного кабаре современного искусства и перформанса. И выпуск его планируется к Рождеству, это будет замечательный подарок всем, кто ценит юмор и сатиру. Ну и так далее, пока песни не кончатся. А этого, я надеюсь, не произойдет! 

БЛИЦ-ОПРОС 

— Молодость или опыт? 

— Молодость предполагает недостаток опыта, но это одновременно и возможность его получить. Так что я выбираю молодость. 

— Спокойствие или счастье? 

— Они неразделимы. Счастье не есть спокойствие, но спокойствие (как и беспокойство) есть одно из составляющих счастья. Мой выбор – счастье. 

— Красота или мудрость? 

— В глобальном смысле это одно и то же, так что заверните обе. 

— Река или озеро? 

— Озеро. 

— Друзья или работа? 

— Я всегда стараюсь работать с друзьями. 

— Хармс или Чехов? 

— Если надо выбрать, то Хармс. 

— Чай или кофе? 

— Кофе. 

— По 50 или по 100? 

— По 150!

Фото из архива «Такого Театра». Фотограф Иван Черных. 

0

Комментарии ()

    Другие статьи