Гость номера

Просмотров 769

БЕН ЦИОН ДАВИД: о планах на 120 лет

Интервью

Ирина Малёнкина

Бен Цион Давид – ювелир в восьмом поколении, владеющий древней техникой «пяти нитей». Коллекции его украшений занимают достойное место в галереях и музеях мира. Наша встреча с Бен Ционом состоялась в выставочном зале «Смольный» после открытия выставки его работ и экспозиции израильского музея «Yemenite ART», основанного мастером в 2010 году.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ  БИОГРАФИИ

— Имя Бен Цион переводится как Сын Сиона. Когда мать была беременна, ей предсказали, что ее сын будет посвящен Богу.

— Подобно древним назареям мальчику не стригли волосы до пяти лет.

— Тонкости ювелирного искусства Бен Цион изучал с раннего детства в семейной мастерской деда, отца и дяди.

— После службы в армии поступил в Хайфский Технион (технический вуз), получил диплом инженера.

— Несколько лет работал в США.

— Вернувшись в Израиль, попытался устроиться на одно из предприятий оборонной промышленности. Пока шла проверка его «пригодности», Бен Цион вновь стал работать с отцом в ювелирной мастерской. Через некоторое время его приняли в престижную компанию, но к тому моменту он понял, что ювелирное искусство — его подлинное Призвание, а служение традициям своего древнего рода — его Миссия.

С тех пор Бен Цион Давид продолжает семейное дело: сохраняет формы филигранных ювелирных изделий великих мастеров прошлого и создает новые, умело сочетая свое видение и вековую традицию.

— В декабре 2012 г. в Санкт Петербурге открылась АРТ-резиденция Бен Циона Давида.

Украшения – дорогие и изысканные – любят все. А вот по достоинству оценить великолепие ювелирного изделия способны единицы, знатоки этого тонкого дела. В неторопливой беседе передо мной постепенно открывался удивительный человек с неординарной фантазией и вкусом, который трепетно чтит и сохраняет старинные традиции своего народа – йеменитов.

Об истоках ремесла

Техника «пяти нитей» – одна из древнейших храмовых техник изготовления ювелирных изделий из серебра. Своими корнями она уходит в глубокую древность — существует еще со времен царя Соломона — более 2,5 тыс. лет. В Йемене не было готовых ювелирных украшений, делались только на заказ. Человек приходил к ювелиру, приносил несколько серебряных монет, и в зависимости от того, какое украшение нужно, часть монет шла на оплату мастеру, а из другой части изготавливали, например, браслет, ожерелье или кольцо. 

 

Все гениальное просто

Традиционные йеменские украшения кажутся чрезвычайно сложными в изготовлении.

Бен Цион показывает примитивнейшие инструменты, при помощи  которых, вкупе с мастерством ювелира, рождаются великолепные изделия. Необычны лишь названия инструментов – бута, мифраг (посуда для плавки серебра), цирфа (пластина с дырочками) и т. д.

В процессе беседы Бен Цион демонстрирует, как это все происходило во времена бытности его далеких предков в Йемене.

Серебряные монеты расплавляли и заливали в специальную посудину, имеющую ложбинку определенного диаметра. После того как серебро застывало в форме небольшой палочки, мастер при помощи инструмента «цирфа» протягивал ее через отверстия все более и более тонкого диаметра, постепенно превращая в длинную тонкую  нить толщиной 0,4 мм.

Полученные заготовки мастер подвергал еще одной обработке, переплетая, наматывая или скручивая. После этого каждая из них обретала свое «имя». Например, когда нить наматывается на железный стержень в виде пружины, а потом снимается и расплющивается при помощи молота, она причудливо именуется «мдаха».

И уже из всех этих элементов изготавливается то или иное изделие.

Рассматривая ювелирные украшения, поражаешься их замысловатому плетению. В руках Бен Циона, словно живые, распускаются цветочки с ажурными листочками, украшающие изящный браслет или замысловатой формы кольцо. Цветы столь призрачны и невесомы, что кажется, будто они созданы из воздуха.

Почему серебро…

– Считалось, что оно живое. Золото не меняется, а серебро словно надевается на душу человека. И, в зависимости от изменения  состояния его души, – темнеет или, наоборот, светлеет.

О семье

Бен Цион Давид поведал историю своего народа.

– Йеменские евреи (йемениты) – древняя иудейская община, колено Иуды. Они начали селиться в Йемене еще до падения Первого Храма.

С провозглашением государства Израиль практически все евреи Йемена решили вернуться на Землю своих предков. И в конце сороковых годов прошлого столетия большие группы йеменитов, оставив все свое небогатое имущество, нажитое тяжким трудом, отправились в страну по раскаленным пескам. Среди этих людей были и мои родители.

Мама до эмиграции не могла иметь детей. Только в Израиле, после того как один мудрец изготовил ей защитный амулет «Кмеа» – герметично закрывающийся в серебряную коробочку свиток с фрагментом священных писаний, – она наконец-то забеременела. Тогда ей было уже около пятидесяти лет.

Я первый ребенок, который родился в семье. Через 7 лет после меня на свет появился брат, а потом сестра.

Дети в Йемене начинали учиться грамоте в 2–3 года, а вместе с грамотой и ремеслу. Эти традиции сохранились и после эмиграции. Но брат и сестра не пошли по стопам отца. Брат иногда работает в мастерской, но он не художник, а в большей степени ремесленник.

Отец умер за работой, когда ему было далеко за 100 лет. А мама жива и тоже давно перешагнула столетний рубеж. Если говорить о возрасте, то у йеменитов не принято было празднование дней рождений. Когда мальчику исполнялось восемь дней, ему делали обрезание, и после этого уже никто не думал, сколько ему лет. Они жили вне времени.

Поэтому невозможно назвать точный возраст моих родителей.

У меня трое детей – дочь, ей 17 лет, и два сына – 10 и 14 лет.

У каждого из них есть своя коробочка с инструментами, они охотно приходят и работают вместе со мной. Конечно, это не так, как было в моем детстве – до 7 лет я почти безвылазно находился в мастерской, пока не пошел в школу.

О творчестве

– Существуют две линии изготовления ювелирных изделий. Первая — это когда украшение в точности повторяет то, которое делали из поколения в поколение наши предки, например, браслет невесты. Он точно такой, каким был 2,5 тыс. лет тому назад. Вторая линия это то, что я использую ту же технику «пяти нитей» для создания собственных изделий.

Всегда были ювелиры, которые сохраняли традиции и, в то же время, создавали что-то свое, новое. Это подобно изучению Священных писаний: если я полностью постиг основу, то могу позволить себе творить и порождать новые смыслы, а так же обучать им, передавать их дальше.

Иногда на изготовление какого-нибудь изделия уходят годы. Процесс создания ювелирного украшения можно сравнить с рождением ребенка. Я долго вынашиваю идею, и лишь потом это изделие появляется на свет. Бывает, что начинаю что-то делать и застреваю на середине. Но сама идея «сидит» во мне, и я не могу успокоиться, пока не получится то, что задумал. Например, еду в машине на важную встречу и вдруг меня посещает мысль, как именно нужно сделать. И тогда я могу развернуться на середине пути и вернуться в мастерскую, чтобы воплотить замысел.

Конечно, если речь идет о таких украшениях, которые я делал ранее, то на этот процесс уходит меньше времени. У меня в мастерской сейчас работают девять человек. Я выполняю образцы деталей, они их изготавливают, а потом я собираю их в изделие.

Ко мне часто обращаются люди с просьбой сделать что-либо особенное. Но я не всегда берусь за такую работу, так как нужно сердцем чувствовать человека. Если я по какой-то причине не ощущаю посетителя, то отказываю, вне зависимости от того, сколько денег он предлагает. А иногда человек приходит, и я сразу соглашаюсь, даже если он не может адекватно оплатить эту работу. Для меня самого это является загадкой.

О цене

Главная составляющая — это качество и уровень изделия. Учитывается чистота материала – филигрань делается из практически чистого серебра, работа мастера, время, затраченное на сборку изделия, и художественная ценность.

Есть и такие украшения, которые не продаются, например, те, которые сделал мой отец,

или те, которыми очень горжусь. Например, обрамление для брачного договора. Я изготовил его 22 года назад. Однажды, поместил фотографию этого изделия в своем каталоге, нашлось много желающих приобрести его, предлагали большую цену, но я отказался.

Об известных людях

Йемениты обучали детей грамоте прямо по священным писаниям, без букваря, а для лучшего запоминания использовали  ритмы стихов писаний. Чтобы запоминать слова и буквы всем телом и всем существом, ритм постепенно переходил в молитву, молитва в танец… Поэтому среди йеменитов сейчас так много певцов, музыкантов, танцоров, тех, кто обрабатывает старые мелодии и танцы на современный лад. Артисты часто покупают мои украшения. Например, царица израильской эстрады Офра Хаза, выступала только в украшениях сделанных мной. А Шимон Перес заказал у  меня подсвечники, которые передал в дар королеве Елизавете II, когда та посвящала его в рыцари. Теперь они представлены в Букингемском дворце.  

Духовная миссия

– Несколько лет назад я основал в Старом Яффе музей «YemeniteART», с целью сохранения культурного и духовного наследия моего народа – йеменитов. В нем собраны редкие инструменты, древние украшения, корзины, национальные костюмы, книги, старинные священные свитки  и многое другое.

Я путешествую по всему Миру с выставками, чтобы рассказать о моем народе и его уникальном наследии. Ведь если я этого не сделаю, то  сама культура йеменитов, их древние технологии и искусство просто исчезнут, в результате их ассимиляции в Израиле.

Например, в Германии уже есть школа, в которую я приезжаю два раза в год и устраиваю мастер-классы.  

На данный момент, к сожалению, я единственный мастер, который в совершенстве владеет не только технологией, но и Духом этого мастерства, всем тем, что стоит за этим – символикой, глубинными смыслами, ритуалами… Я путешествую по всему Миру с выставками, чтобы рассказать о моем народе и его уникальном наследии. Если я этого не сделаю, то  сама культура йеменитов, их древние технологии и искусство просто исчезнут, в результате их ассимиляции в Израиле.

О Санкт-Петербурге

– Уже второй раз я приезжаю в этот прекрасный город. Меня поразило количество музеев, театров… Я никогда не видел, чтобы, например, женщина в Америке утром встала и пошла в музей. А здесь можно увидеть пожилую даму, которая утром, в плохую погоду, с внуком идет, например, в Эрмитаж! Это потрясающе!

Если говорить о России в целом, то я был поражен жаждой и огромным интересом к тому, что я делаю. Во всем Мире людей больше интересует просто техника плетения и вопрос приобретения украшений. А россиян — Дух древнего мастерства, история и культура моего народа.

О мечте…

– У меня в голове много различных идей, которые я хочу претворить в жизнь. Девять лет назад в Израиле я окончил курсы по работе в специальной компьютерной программе. Вначале ты создаешь в этой программе 3D модель, а потом на специальной установке изготавливаешь ту или иную деталь. Эта технология открыла для меня новые возможности. Например, очень маленькие шарики диаметром 0,77 мм, их невозможно сделать вручную, а с помощью программы стало реально.

Сейчас в моей коллекции есть изделия, которые сочетают в себе сверхсовременные космические технологии и технологии, которым 2,5 тысячи лет. Я словно построил «мост» из глубокой древности – в будущее.

Самая большая моя мечта – чтобы повзрослели мои дети и взяли управление бизнесом в свои руки. Тогда я смог бы полностью погрузиться в творчество. Такую возможность я в свое время предоставил своему отцу.

О счастье

– Я считаю, что я не только счастливый, но еще и удачливый человек – у меня определенно есть «защита небес».

Мне сейчас еще только 57 лет и у меня имеются планы относительно моей миссии лет на 120 вперед.

0

Комментарии (0)

    Другие статьи