Новости

Просмотров 227

Предметы сервизов Российских императоров XVIII – начала XX века. Дар Михаила Юрьевича Карисалова

Предметы сервизов Российских императоров XVIII – начала XX века. Дар Михаила Юрьевича Карисалова

Эрмитаж, 14.01.2023 — 12.02.2023

На выставке представлено 136 предметов из сервизов российских императоров XVIII – начала XX века. Уникальные произведения прикладного искусства преподнёс в дар Государственному Эрмитажу Михаил Юрьевич Карисалов. Музейное собрание одновременно пополнилось изделиями из 12 императорских сервизов, созданных на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге, на Мейсенской и Берлинской фарфоровых мануфактурах в периоды правлений от Елизаветы Петровны до Николая II. Произведения русского и европейского фарфора ранее украшали высочайшие столы, хранились в Сервизной кладовой Зимнего дворца и других императорских резиденциях, в том числе во дворцах Петергофа, Царского Села, Гатчины.


Наиболее ранний экспонат — тарелка из мейсенского Андреевского сервиза (1744–1745), поднесённого императрице Елизавете Петровне в 1745 году саксонским курфюрстом Фридрихом Августом II (он же король польский Август III) по случаю бракосочетания Карла Петера Ульриха Гольштейн-Готторпского (будущего российского императора Петра III) и немецкой принцессы Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской (будущей российской императрицы Екатерины II). Этот комплекс дополняют саксонские, берлинские, русские доделки середины — третьей четверти XIX века, свидетельствующие о востребованности комплекта при российском дворе.

С мейсенским Охотничьим сервизом, заказанным Екатериной II в подарок для её фаворита графа Г. Г. Орлова, соотносятся доделки, созданные на Императорском фарфоровом заводе в XIX веке во время правления Александра II. Рокайльный ансамбль, исторически собранный из европейских и русских изделий, находился в Гатчинском дворце в собственности членов российской императорской фамилии. Со стилем рококо перекликаются также предметы русского сервиза с пейзажами, цветами и розовым крытьём рубежа XVIII и XIX веков.

Редким образцом является тарелка из Яхтинского сервиза (1785–1787), по легенде, изготовленного к путешествию императрицы Екатерины II в Крым в 1787 году. На зеркале в медальоне изображены символы могущества и процветания российского флота: двуглавый орёл, держащий в лапах лавровый венок и флаг с двумя перекрещенными якорями. Это первый из сервизов русского фарфора, положивший начало посудным ансамблям для столового убранства императорских яхт уже в XIX веке. К таким фарфоровым комплексам относится парадный Сервиз императорской яхты «Держава» (1871–1878), созданный по проекту придворного архитектора, профессора Императорской академии художеств И. А. Монигетти. Орнаментальный декор предметов сервиза в «русском» стиле включает государственную и морскую символику: вензель императора Александра II, императорскую державу, изображение российского двуглавого орла, морские канаты, цепи и якоря.

Большой комплекс составляют предметы Вседневного сервиза (1780–1830-е) с цветочной росписью, который находился в обиходе Зимнего дворца со времени правления Екатерины II и вплоть до начала царствования Николая I. Набор ординарной посуды предназначался главным образом для сервировки повседневного императорского стола, в том числе и больших застолий. Повреждённые в результате употребления предметы «екатерининского» состава по необходимости восполнялись новыми как на петербургском производстве, так и на подмосковном заводе Ф. Я. Гарднера.

Эффектно представлен русский фарфор эпохи разностильного историзма. Так, антикизированное направление XIX века отражают предметы в «этрусском» стиле (1840-е), художественное оформление которых согласуется с декором Этрусского сервиза (1844), предназначенного для Царицына павильона в Петергофе. Роспись изделий этого сервиза воспроизводит древнегреческую чернофигурную вазопись. Высокие технологические возможности Императорского фарфорового завода позволили передать уникальные цвета античной керамики: глубокий цвет чёрного лака и терракотовый.

Константиновский сервиз с монограммой великого князя Константина Николаевича «ВККН» (1848), созданный по проекту русского художника и археолога Ф. Г. Солнцева, относится к числу ярких произведений «русско-византийского» стиля в отечественном прикладном искусстве. В основу художественного оформления предметов легли солнцевские рисунки старинных памятников древнерусского искусства из собрания национальной сокровищницы — Оружейной палаты Московского Кремля и других хранилищ. Константиновский сервиз был создан по случаю бракосочетания великого князя Константина Николаевича с принцессой Елизаветой Паулиной Александриной Саксен-Альтенбургской, в православии Александрой Иосифовной. Сервиз предназначался для приёмов в Мраморном дворце — резиденции великого князя в Санкт-Петербурге.

Предметы Кобальтового сервиза, созданные на Императорском фарфоровом заводе во второй половине XIX — начале XX века, являются художественной репликой сервиза Венской фарфоровой мануфактуры 1785–1786 годов. Золочёный орнамент, которым украшен сервиз, напоминающий мощёную камнем мостовую, французы назвали caillouté («мощёный»). Известно, что в 1849 году этот Кобальтовый сервиз находился в Гатчине, его использовали до начала XX века. Многопредметный набор постоянно пополнялся новыми предметами, изготовленными на петербургском производстве фарфора.

Банкетный сервиз «Листья капусты» (1847–1853) Императорского фарфорового завода для Большого Петергофского дворца также отражает практику художественных заимствований европейского декора XVIII века. Одновременно русский ансамбль демонстрирует новый подход в разработке востребованных форм, связанных с дворцовыми сервировками XIX столетия. Сервиз пополнялся не только до революционных событий 1917 года, но и вплоть до 1920-х годов, о чём свидетельствуют марки петербургского производства.

Банкетный столовый и десертный сервиз великого князя Александра Николаевича (1841) был создан к торжествам по случаю бракосочетания великого князя Александра Николаевича (императора Александра II с 1855 года) и принцессы Максимилианы Августы Софии, в православии Марии Александровны. Праздничный обед состоялся 16 апреля 1841 года в Николаевском зале Зимнего дворца. В декор фарфоровых предметов включена монограмма великого князя «А». Дополнения взамен утраченных предметов выполнялись в Санкт-Петербурге как на императорском производстве, так и на частном заводе братьев Корниловых.

Одним из последних в Сервизные кладовые Зимнего дворца поступил Пурпуровый сервиз (1905). В 1903 году Императорский фарфоровый завод объявил конкурс на проект «парадного сервиза в Растреллиевском стиле» для Царскосельского дворца, после которого были одобрены рисунки А. Ф. Максимова и В. С. Степанова. По мотивам этих рисунков художником Э. Я. Кремером был составлен окончательный проект. Пурпуровый сервиз получил своё название по декору с изображением монохромных пейзажных композиций в пурпурных тонах — излюбленных сюжетов эпохи рококо.

Дар М. Ю. Карисалова пополнил основное собрание императорского фарфора Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. Новый предметный материал расширил основные знания о составах сервизов и дополнениях к ним, позволил уточнить практику маркировок исторического фарфора, выявить нюансы художественного декора разных эпох и предназначения посудных форм для парадных и повседневных трапез в императорской России.

0

Комментарии ()

    Другие новости