Гость номера
Текст: Виктория ЗАСЛАВСКАЯ
Художник-медальер Санкт-Петербургского монетного двора Ольга Шепель монеты никогда в своей жизни не коллекционировала. Зато она владеет искусством воплощать заданные смыслы, вдохновляясь скульптурой и живописью. Сегодня ее авторству как художника принадлежит множество монет и медалей, отражающих историю и культурные традиции нашей страны. В коллектив художников дизайнерского центра АО «Гознак» Ольга Шепель пришла в 2017 году после окончания факультета скульптуры Санкт-Петербургской академии художеств.
— Чьи работы вас вдохновляют — и в живописи, и в медальерном искусстве?
— В живописи — Врубель. И, кстати, он меня привлекает скорее не как живописец, а именно как скульптор. Мне также нравятся эмали и керамика, которых у Врубеля было тоже достаточно. Меня всегда впечатляло и вдохновляло огромное разнообразие, сочетания цветов — яркое, необычное, буйное. Мне вообще очень близка эпоха модерна. Есть из живописцев мне нравятся прерафаэлиты, опять же с точки зрения богатой колористики.
В медальерном искусстве это работы Жоржа Шаплена, представителя французской медальерной школы. Ее особенность в том, что она предполагает очень тонкую моделировку. А если мы еще говорим об эпохе модерна, то там речь идет еще и о скрытых смыслах, аллегориях, символах, которые можно дешифровывать бесконечно. Недавно состоялась наша поездка в Москву, где благодаря сотрудникам Государственного музея имени Пушкина мы смогли посмотреть эти образцы. Для меня это был настоящий праздник — сбылась моя мечта, я подержала в руках настоящую «шаплену». Все, что раньше я видела в интернете в виде маленьких-маленьких фотографий не очень хорошего качества, наконец-то попало мне в руки!
— Как это стало возможным?
— Нам, сотрудникам Гознака, эту экскурсию в нумизматический отдел организовало наше руководство в рамках модуля повышения квалификации. Эти фонды не предназначены для экспонирования. Но нам выпало такое счастье — подержать это все в руках, посмотреть на эти шедевры вблизи. Надо сказать, что сама я не являюсь ни коллекционером, ни нумизматом, потому что я не вижу особого смысла именно в коллекционировании. Естественно, в нашей семье дома что-то хранилось, даже дореволюционное. Но специально я ничего не коллекционировала. Было, помню, собрание советских значков, но на этом всё.
— Какое образование вы получили?
— По первому образованию я скульптор-педагог, по второму — скульптор-универсал. Сначала я окончила училище имени Рериха, где для получения моей первой педагогической специальности я проходила практику в художественной школе и в общеобразовательной школе. И сегодня у меня неплохо получается преподавать. Помнится, наш куратор советовал мне непременно идти преподавать в школу. Но я, наоборот, хотела именно творить, работать руками.
— Сколько вам лет тогда было, когда «звезды сошлись» и выбор профессии окончательно состоялся?
— Наверное, лет 11 или того меньше, когда я попала в художественную школу. Затем было училище имени Рериха, куда я поступила в 2005 году. Мне очень повезло с преподавателями. Помню, как нас учили видеть разницу в оттенках мрамора. Люди, которые любят свою профессию, этим могут заразить, для меня это была Мария Владимировна Трофимова.
Интерес к медали у меня появился только в Академии Художеств — его мне привили Александр Бакланов и Федор Антонов, который вел у нас граверное дело. В итоге я оказалась в стенах Монетного двора, на Гознаке.
— На ваших монетах часто можно увидеть лошадей, — откуда такая страсть?
— Лошади это совершенно отдельная тема. Это идет еще с Академии, с наставника, любящего свое дело. Это Янина Анцулевич, прекрасный скульптор-анималист. И у скульпторов летом есть конная практика, как у художников, например, рисование пейзажей на пленэре. Нужно было прийти на конюшню, взять этого коня, отвезти его в мастерскую. И примерно месяц мы лепим живую лошадь. Скульптор должен любить конные памятники и уметь их создавать. Однажды Янина уехала на Сардинию, а заодно привезла на эту же практику и нас, студентов. Я оказалась в таком месте, где лошадь не вышла из обихода. У них там почти в каждой семье есть лошадь, особенно если это сельская местность, а не побережье, которое по большей части туристическое.
Вечером на улицах можно наблюдать лошадку, припаркованную у бара. Совершенно спокойно. И мы летом приезжали туда на практику. Жили там, рисовали лошадей. Один раз мы даже жили при конюшне. Так что да, изображать лошадей я люблю и умею. При создании некоторых монет, — например, памятной монеты к 800-летию Александра Невского, мне это очень пригодилось.
— Какой из ваших проектов доставляет вам чувство гордости? То, что вписывает ваше имя в историю?
— Такого рода «нетленка» из моих работ это, пожалуй, монета, посвященная Александру Невскому. Она была выпущена к 800-летию со дня его рождения. Тот эскиз, который я хотела и который с моей точки зрения самым красивым, в работу не пошёл. В последний момент на золотой монете менялось техническое задание. Например, было пожелание добавить что-то связанное с древним Псковом. Я сделала второй эскиз и третий, их в итоге было шесть. Мне несколько раз меняли техническое задание. Это одна из работ, по которой было сделано такое большое количество эскизов. Но монета в итоге вышла и получилась, на мой взгляд, достойной.
Была и еще одна монета, которая вызывает у меня чувство гордости. При том, что эскизы в работу не пошли. Это память о шестой роте. Там в задании было сказано изобразить памятник псковским десантникам. От чего зависит судьба того или иного эскиза? Я не знаю. Иногда надо просто следовать пожеланиям заказчика, не обсуждая его задание.
— Насколько важно увидеть натуру?
— Мы физически не можем позволить себе приезжать в каждое место, которое мы изображаем. Но видеть именно объект, который ты делаешь, очень-очень важно. На фото объем и освещение иногда воспринимаются по-другому. А снимков некоторых памятников в сети не так много. У меня была такая монета, там был изображен советский памятник Трудовой Доблести. Я нашла еще пару фотографий, но все-таки думаю, что там присутствуют неточности. Хорошо, когда видишь и знаешь объект, который изображаешь.
— Самый сложный объект, который приходилось реализовывать?
— Нет ничего сложнее портретов, потому, что при изображении определенной личности всегда кто-то может сказать, что он не похож. Не так улыбался, не тот разрез глаз, и вообще хорошо бы сделать помоложе. Например, в ситуации с Калашниковым, когда я его изображала. Было огромное количество фотографий. Но родственники настояли, чтобы взяли портрет с медали, которую мы сделали на Ижевском заводе, и никакой другой.
— Какой самый удачный творческий тандем можете назвать? С кем приятно и продуктивно работать?
— У нас со всеми приятно работать. У меня, например, хорошие отношения с граверами и с технологами. Я стараюсь вникать в нюансы работы каждого, и тогда становится проще. Это определенная степень профессионализма, когда ты понимаешь, что человеку сложно будет вот это и вот это переделывать, или это технологически невозможно сделать. И всегда спрашиваешь, всегда интересуешься, а вот так мы можем сделать? А можно лазер дожать еще на несколько микрон? Потому что все равно это коллективная ответственность. Если в процесс что-то не понравится, это все вернется, и мы будем все это переделывать вместе.
У нас довольно дружный коллектив, потому что это постоянная необходимость работать с людьми. У нас есть ребята, которые постоянно делают только лепки, например, исключительно. У меня профиль широкий. И я зачастую вношу правки, — вот там лепка не получилась. Если нужно кому-то что-то доделать, я доделываю.
— Вам как художнику каким инструментом работать приятнее, привычнее?
— Ближе всего стек, это самое привычное, самое родное.
– Как проявляется у вас профдеформация?
– Въедливое внимание к деталям. Очень часто идет большой поток, и ты уже не помнишь что-то предыдущее. Иногда звонит технолог и говорит, — мы сделали вашу монету. А какую? Это конечно от большой загруженности. Плюс еще приходится смотреть чужие работы, когда кто-то из коллег в отпуске или на больничном.
— Есть ли у вас хобби?
— Хобби у меня военно-историческая реконструкция. Благодаря этому своему хобби я оттачиваю мастерство медальера. Участвуя в исторических реконструкциях, вручную воссоздаю костюмы той или иной эпохи. Как и в работе, мне часто приходится делать это по фотографиям, по музейным экспонатам. Необходима кропотливая работа с материалом, выкройками, все швы выполняются вручную. Помню, как долго восстанавливала женский головной убор в виде гребня с направленным вперед углом времен Золотой Орды. Помогло мое трепетное отношение к деталям.
— Какую награду или знак признания хотите получить в профессиональной сфере?
— Некоторые работы моих коллег уже хранятся в Эрмитаже, было бы неплохо и моим там появиться (улыбается).
— Монетный двор Санкт-Петербурга в этом году отмечает 300-летие. Чувствуете ли вы себя частью большой истории?
— Я начала об этом задумываться недавно, после посещения нумизматического отдела Музея им. Пушкина. Поняла, что монеты и медали музейного собрания — это те предметы, которые прошли через столетия, совершили буквально прыжок во времени от античности до наших дней. И когда с этим соприкасаешься, то понимаешь, что, создавая монеты сегодня, ты делаешь что-то важное, значимое. И нельзя допускать халатности, пренебрежения в работе. Потому что, возможно, твое творение останется на века.
Мое увлечение — военно-историческая реконструкция. Благодаря этому своему хобби я оттачиваю мастерство медальера. Участвуя в исторических реконструкциях, вручную воссоздаю костюмы той или иной эпохи. Как и в работе, мне часто приходится делать это по фотографиям, по музейным экспонатам. Необходима кропотливая работа с материалом, выкройками, все швы выполняются вручную. Помню, как долго восстанавливала женский головной убор в виде гребня с направленным вперед углом времен Золотой Орды. Помогло мое трепетное отношение к деталям.
БЛИЦ-ОПРОС
Утро или вечер?
Вечер.
Собака, кошка или… лошадь?
Лошадь.
Овсянка или яичница?
Яичница.
Прошлое или будущее?
Будущее.
Работа или праздник?
Работа.
Движение или созерцание?
Движение.
https://vk.com/id5174164
https://goznak.ru/about/press/news/40966/?ysclid= m4omgb6c2k9143936
Комментарии ()