Гость номера
Беседовала Анна Кашурина Фото из личного архива Ирины ВЕСНИНОЙ
Актриса театра и кино, педагог и мама Ирина Веснина в искреннем интервью рассказывает о своем пути в профессии, о магии сцены, силе детской мечты и о том, почему для творческого человека так важно движение во всех его проявлениях.
— Как, когда и почему вы захотели стать актрисой? Это была мечта или случайность?
— Если честно, то я уже и не помню когда. Скорее всего с детства, ведь все и все, что окружало, готовило меня, подсказывало двигаться в этом направлении. Каждые выходные мы с мамой ездили в театр «Сказки», меня завораживало действие. Однажды, приехав на спектакль, нам сказали, что в театре срочная замена на название, которое мы уже смотрели. Мама предложила мне вернуться домой, но я отказалась. Как рассказывает мама, она в финале вдруг увидела мои слезы. Задала вопрос: «Что случилось? Почему ты плачешь?». А я утирая слезы ответила: «Я знаю, что спектакль сейчас закончится, поэтому мне грустно». В моей памяти есть эпизод, как я (мне тогда было года 4) сижу на хоровых ступенях на сцене в свете софитов, одетая в белую блузку и коричневое жабо. Я не помню, что это была за песня, но слова «гав-гав» четко отпечатались в моей голове. Видимо, это была роль собаки и мое первое появление на сцене. Потом была музыкальная школа по классу домры, танцевальный коллектив «Вояж», в котором я протанцевала 10 лет, школьный театр. Первой серьезной работой стала рок-опера Алексея Рыбникова и Павла Грушко «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты», после «Романс о влюбленных». Уже в средней школе мы повезли эти спектакли на «Брянцевский фестиваль» и у нас были мини-гастроли в Германию.

— Расскажите о своем образовании, первых шагах в профессии?
— В 11 классе пришло время выбирать, куда поступать. Я благодарна родителям, что прислушались к моему желанию идти в театральный. Весь последний год школы я посещала курсы при Театральной академии на Моховой, нынешней РГИСИ. В год моего поступления был 90 человек на 1 место. Мне посчастливилось поступить и окончить Мастерскую народного артиста Волкова Игоря Николаевича и заслуженной артистки Улановой Марины Владиславовны. Симбиоз драматического артиста и артистки музыкального театра обучил и развил во мне умение играть в разно-жанровых спектаклях. Нашими дипломными работами были как классические спектакли «Лес» Островского, Вампилов «Старший сын», французская драматургия — А. Мюссе «С Любовью не шутят», так и музыкальные «Мышьяк и старые кружева», где мне выдалась возможность попробовать себя в характерной роли старушки Марты. У нас были и полностью музыкальные спектакли «О бедном гусаре» и «Свадьба Кречинского», уже тогда мне по душе был этот жанр.
— Правда ли, что все девушки в какой-то момент своей жизни мечтают стать актрисой?
— Мы все разные и у нас разное предназначение в этом мире, мы рождаемся в разных семьях, с разными интересами. Возможно, когда-то у всех детей проскакивает эта мысль стать актером, певцом, но она быстро растворяется после первых же трудностей или неудач. До конца проходят немногие. Нас готовили к актерской жизни уже с первого курса. Помню, наши мастера говорили так: «На первом курсе — ты народный артист, на втором — заслуженный, на третьем — просто артист, а на четвертом — студент, выпускник». Вначале пути всегда много амбиций, кажется, что ты один и неповторимый! Но обстоятельства иногда складываются не в твою пользу. За годы в профессии я научилась трезво оценивать свои силы, ходить на кастинги «без ожидания», принимать отказ, но в тоже время не бросать свое любимое дело.

— Профессия артиста, какая она изнутри?
— Актерская профессия — это очень интересно! Работая над созданием образа в спектакле ты, будто, детектив, который должен как можно больше узнать про своего героя, о его взаимоотношении с другими, понять его привычки и повадки. Часто в пьесе автор дает тебе подсказки, но если их нет, тут включается актерская фантазия! Внешний вид помогает сформировать художник по костюмам, грим — все это помогает сделать роль интересной, глубокой, неповторимой! Особенность нашей профессии в том, что, даже играя тридцатый спектакль одного названия, это будет уникально! Спектакль — живой организм, партнеры тоже могут быть разными. Очень люблю реакцию зрителей, вовлеченность в сюжет, аплодисменты и благодарные глаза. Ни одна работа в кино не заменит этого бесценного контакта с залом.
— Расскажите, пожалуйста, о любимых ролях в театре?
— В труппу детского драматического театра «У Нарвских Ворот» я была принята будучи еще студенткой 4 курса. Первое время — это было испытание меня на прочность! Мне нужно было за 4 репетиции ввестись в спектакль. А учебу никто не отменял. Я начинала с героинь: Аленушка из «Аленького цветочка», Красная Шапочка, Мари из «Щелкунчика», Дюймовочка, Алиса «Алиса в стране чудес», Принцесса…. Все эти роли я люблю и каждую старалась сделать непохожей на предыдущую. Очень нравится исполнять характерные роли, в них можно похулиганить и уйти от «зефирности» героинь. Например, роль Кота в сапогах. Я сравниваю этого героя с Кочкаревым из «Женитьбы» Гоголя. Ты всегда анализируешь ситуацию, реакции Короля и Принцессы, ведешь все действие. Внутри кипит градус адреналина, а вдруг пойдет не по плану, и нужно будет срочно выдумывать, не показав провала, план Б.
— Расскажите о ролях в кино, о проектах, которые запомнились?
— Кино совершенно иное, если сравнивать с театром. Хочу рассказать о проекте, который мы снимали этой весной. Нашу семью выбрали для документального фильма «Твои мои глаза». Мы жили, как живем, занимались своими делами, волновались перед вокальным конкурсом дочери, переживали на танцевальном турнире, смеялись, пускали мыльные пузыри, ели макароны и готовились к Пасхе. Не могу не отметить операторскую работу Алексея Зенченкова и режиссера картины Машу Рудневскую, которая из огромного количества потрясающего отснятого материала смонтировала наш фильм. В июле 2025 года «Твои мои глаза» показали на фестивале сериалов «Пилот».

— Ваша любимая роль в профессии и по жизни (возможно, это роль мамы?)
— Не зря говорят «вся жизнь театр». Каждый исполняет свою роль в этом мире: роль дочери или сына, роль мужа или жены, роль начальника или подчиненного, роль наставника или ученика. Я убеждена, что главное — гармония! Нельзя, чтоб одна из сфер проседала. Скажу с уверенностью, что роль мамы меня сделала мудрее, сдержаннее, научила безусловной любви и сделала счастливой. У меня даже случился творческий порыв, родилась очень трогательная песня «Голубые глаза», адресованная дочке. Думаю, она с удовольствием будет переслушивать ее, когда вырастет.
— Пойдет ли дочь Аня по Вашим стопам, ведь предпосылки к этому, кажется, уже есть?
— Действительно, старшая дочь Аня росла за кулисами. Ей было всего два года, когда ставили спектакль. Она спала свой дневной сон в гримерке, пританцовывала на репетициях и порой по сто раз пересматривала спектакли, пока я на сцене. Дома дети часто устраивают показы сказок, переодеваясь в костюмы. Я даже выделила одну полку в шкафу под «костюмерку». Вижу, что Аню тянет на сцену. С трех лет она поет в музыкально-хоровой студии «Крещендо», выступает сольно, ходит в театральную студию и взахлеб рассказывает про процесс и премьеры. В качестве ведущей концертов она тоже чувствует себя уверенно.
Когда-то давно мои родители, мама из Сибири, а папа из Кировской области, решили покорять Питер, приблизив меня к творческой столице, где больше возможностей, чем в регионах. Я протаптываю тут тропинки, нащупывая как устроен театральный мир. У меня уже есть в арсенале инструменты, советы, которыми помогаю Ане. При выборе профессии для дочерей я поведу себя также, как было со мной — поддержу их выбор. И пусть их дорога в жизнь будет гладкой и счастливой.

— Расскажите о своей преподавательской деятельности.
— В 2023 году я получила приглашение от Марины Анатольевны Масальской — художественного руководителя образцового коллектива музыкально-хоровой студии «Крещендо», стать педагогом по актерскому мастерству. Студийцам нужна была помощь при постановке детской оперы «Возвращение Солнца» (композитор Валерия Кухта). Мы с коллегами проделали огромную работу, опера звучала на площадках Санкт-Петербурга, Петергофа, Ломоносова. Дети студии очень позитивные, творческие, креативные, порой трогательные и непосредственные. Я всегда после занятий выхожу с хорошим настроением. Сейчас моя задача, как педагога, познакомить ребят с азами актерского мастерства, научить органично существовать на сцене и, безусловно, присмотревшись к каждому подобрать ключик, чтоб раскрыть талант. Счастлива, что могу передать немного знаний новому поколению.
— Что наполняет вашу жизнь драйвом?
— Однозначно — движение! Гастроли, путешествия, прогулки, новые места, знакомства. В мире очень много интересного, хочется посмотреть больше, показать детям, провести время с семьей.
— Что пожелали бы творческим молодым людям, детям?
— Я бы пожелала быть верным своей мечте и слышать, куда ведет внутренний голос. Не бояться, пробовать. Быть готовым к испытаниям и точно знать, что любая трудность дается для роста!
https://vk.com/vesnaartira
https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/ros/423107/works/








































Комментарии ()