Новости

Просмотров 268

Русский авангард. Искусство для нового мира

Русский авангард. Искусство для нового мира

С декабря 2022 года в Манеже Малого Эрмитажа начала работать масштабная выставка «Русский авангард. Искусство для нового мира», рассказывающая о появлении авангарда, его роли в дизайне и влиянии на художественную культуру вплоть до настоящего времени.
«Хрупкое и эксклюзивное искусство фарфора оказалось лучшим хранителем живых традиций русского авангарда, и одновременно – демократичным воспитателем вкуса народа. Получился элегантный рассказ об истории русского искусства», ‒ говорит Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.

В составе выставки более 500 экспонатов. Это живописные и графические произведения, рисунки, печатные издания, текстиль и реконструкции костюмов, созданные по проектам художников-авангардистов. Совершенно особое место на выставке отведено фарфору. Этот изысканный и хрупкий материал ‒ «белое золото царей», заговорив на языке новой эпохи, воплощал идеи художников русского авангарда.

Экспозиция организована Государственным Эрмитажем при участии экспонатов Государственного Русского музея, АО «Императорский фарфоровый завод», частных собраний.

Появление авангарда в России относится к началу XX столетия. Предреволюционный период российского искусства представлен сопоставлением классических жанров фарфора Императорского завода с живописью выдающихся художников-авангардистов. Среди предметов, отражающих официально принятую эстетику: фигуры народностей России по моделям Павла Каменского; скульптуры из серии «История русской гвардии» Константина Рауша фон Траубенберга; вазы с изображением пейзажей в технике подглазурной росписи; предметы с символами Российской империи. Им противопоставлена ломающая традиционные взгляды живопись: картины «Пейзаж. Дюнаберг в окрестностях Мурнау» (1913) и «Эскиз к “Композиции V”» (1911) основоположника абстракционизма Василия Кандинского (1866‒1944), а также один из главных символов авангарда, самое знаменитое и эмблематичное произведение ‒ «Черный квадрат» ‒ основателя супрематизма Казимира Малевича (1879‒1935). В зале экспонируются также четыре картины Малевича из собрания Государственного Русского музея: «Супрематизм» (1915-1916); «Крестьянин в поле» (1928-1929); Женский торс (1928-1929); «Супрематизм» (1928-1929).

Революция 1917 года изменила весь общественный строй. Наступило время, позволявшее радикальные перемены во всём. Художникам авангарда ‒ революционерам в искусстве ‒ была предоставлена возможность создания новой художественной среды, новой эстетики в разных областях творчества, соединить искусство с жизнью и производством.

Основная часть экспозиции посвящена развитию дизайна в фарфоре бывшего императорского предприятия, получившего после революции статус Государственного фарфорового завода. Под руководством Сергея Чехонина (1878‒1936), художественного директора завода с 1918 года, появился агитационный авангардный фарфор, воспевающий идеи революции. Тарелки, блюда и чашки украшали те же лозунги, афоризмы, изречения, что были начертаны на плакатах и панно площадей и улиц. На выставке показаны проекты росписей для фарфора, созданные художниками широкого круга авангардных направлений: Ивана Алексеева, Натана Альтмана, Вениамина Белкина, Льва Бруни, Василия Кандинскоо, Николая Лапшина, Владимира Лебедева, Ивана Пуни, Кузьмы Петрова-Водкина, Рудольфа Вильде, Иосифа Школьника и других.

Отдельным блоком на выставке представлено творчество супрематистов. Чайник и получашки Казимира Малевича – основателя супрематизма – стали символами авангарда в фарфоре, а эмблемой учеников Малевича ‒ знаменитый «Черный квадрат». Этим знаком Николай Суетин (1897‒1954) и Илья Чашник (1902‒1927) отмечали свои произведения, блестяще воплотив концепцию супрематизма в авторских произведениях. Как и в живописи, работы супрематистов в фарфоре прошли несколько этапов художественной трансформации – от росписей беспредметных композиций к фигуративным образам и супрематическим орнаментам.

Стилистика фарфора 1930-х годов, отразившего наиболее значимые события жизни Советской страны, развивалась под влиянием супрематиста Николая Суетина, художественного руководителя завода с конца 1932 года. В это время на Государственный фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова пришло молодое поколение художников. Среди них – Михаил Мох, Иван Ризнич, Любовь Блак, Тамара Безпалова-Михалева, Людмила Протопопова и другие.

В росписях фарфора художники тяготели к графичности и некоторой условности, предпочитая обобщенные формы, яркие и контрастные цвета. Темы, к которым они обращались, были актуальны для большинства видов советского искусства и являлись частью идеологической пропаганды. Так, тема форсированного промышленного развития страны раскрывается в лаконичной по колориту росписи сервиза «Индустриальный» (1931) Людмилы Протопоповой, влияние супрематизма прослеживается в росписи сервиза «Металл» (1930) Михаила Моха ‒ четкость пропорций, эффектный контраст цветов, геометризированные фигуры рабочих. Знаковые для своего времени типажи представлены в фарфоровой пластике конца 1930-х годов: «Работник с молотом» и «Комсомолка с книгой» (1931) Сергея Квашнина; «Жница» (1933) Ольги Мануйловой. В скульптуре Наталии Данько ‒ «Активисты» («Рабфаковцы») (1930) решена тема, связанная с одной из приоритетных задач этого времени по ликвидации неграмотности и развитию образования. Тема пропаганды занятий спортом звучит в росписи сервиза «Физкультурники» (1936) Любови Блак и других мастеров.

Авангард, ставший живым наследием для художников фарфорового завода, был востребован вновь в фарфоре оттепели 1960-х, в формах и росписях повседневных изделий нового современного стиля, когда на заводе работали ученики Казимира Малевича: Анна Лепорская и Эдуард Криммер. На выставке представлены: предметы из сервиза «Праздничный», ваза «Юбилейная» (автор формы и росписи Эдуард Криммер), Сервиз «Ленинград» (автор формы Анна Лепорская) и другие произведения.

Традиции авангарда проявляются в произведениях из фарфора, созданных в 1990‒2000-е годы, и в работах современных художников.

Одно из ярких мест в мировой истории декоративного искусства занимает советский агитационный текстиль. В 1920–1930-е годы текстильными фабриками Москвы, Ленинграда, Иванова, Серпухова и других городов выпускались ткани с тематическими сюжетами и орнаментальными мотивами, в которых нашли отражение политические и социально-экономические преобразования советской России. На выставке можно увидеть образцы тканей, посвященные индустриализации и электрификации страны (шерстянка «Индустрия», ситец «Электрификация»); производственным процессам ( ткань «Краскотерка»), обновленной жизни советской деревни (ситец «Трактор»; фланель «Тракторы»), научно-техническому прогрессу (фланель «Полет аэропланов»; ситец «Подвижной состав») и другие. Отличительной особенностью тканей с тематическими или агитационными мотивами стал новаторский характер текстильных композиций, в которых прослеживалось влияние искусства авангарда. Многие рисунки демонстрировали смелые яркие колористические сочетания и тяготели к абстракции, превращая узор в настоящий ребус.

Дополняют этот раздел экспозиции реконструкции костюмов, по проектам авангардистов Александра Родченко (1891-1956) и Варвары Степановой (1894-1958), созданные дизайнером Денисом Казанцевым.

Разнообразие творческих индивидуальностей мастеров авангарда воплотилось в книжной графике. Работы отечественных художников первой трети XX века в искусстве оформления книги и областях печатной или прикладной графики несли на себе общие черты многоликой эпохи и стали ярким, самобытным явлением.

Выставка подготовлена Отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа.

Куратор выставки и автор концепции ‒ Анна Владимировна Иванова, заведующая Отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа.

Выставку можно посетить по входному билету в Главный музейный комплекс.

0

Комментарии ()

    Другие новости