Отдых

Просмотров 39842

По тонкому льду.Премьера в Молодежном театре

По тонкому льду.Премьера в Молодежном театре

Текст: Анна ВЕТЛИНСКАЯ Фото: Юлия КУДРЯШОВА

Новый спектакль — «Глубокое синее море» по пьесе Теренса Рэттигана — выпустил в Молодежном театре
на Фонтанке Семен Спивак. 

Несмотря на то, что написанная в начале 1950-х пьеса Рэттигана считается одним из лучших драматургических произведений о любви и человеческих взаимоотношениях, отечественные режиссеры обращались к ней нечасто. Да и имя автора широкому кругу российских зрителей неизвестно. А вот за рубежом она уже семь десятилетий не сходит с подмостков. И может похвастаться в той или иной степени успешными экранизациями. В одной из них, снятой в тех же 50-х, блистала Вивьен Ли, в другой — уже нынешнего столетия — Рэйчел Вайс. За свою работу каждая из них получала высокие оценки критиков и фестивальные премии. 

Акцент на исполнительницах главной роли не случаен: пьеса Рэттигана — практически бенефис актрис, играющих Хестер Коллен, обычную женщину средних лет, неожиданно оказавшуюся «между дьяволом и глубоким синим морем». Именно эта английская поговорка, которая в русском варианте означает что-то вроде «куда ни кинь – всюду клин», стала основой и для названия пьесы, и для описания того состояния, в котором оказалась героиня в один не самый прекрасный день своей жизни. 

И хотя нельзя категорически сказать, что вся история держится на переживаниях Хестер, понятно, что эта роль — «системообразующая» и для нее нужна актриса, способная сыграть драму, романтику и глубокий психологизм одновременно. Возможно, поэтому не так часто и ставят у нас в стране эту пьесу, что далеко не в каждом театре есть молодая актриса с не слишком популярным сегодня амплуа — «героиня». В Молодежном театре такая актриса есть — Эмилия Спивак как будто создана для таких ролей — хрупких женщин, которые гнутся, но не ломаются. 

В начале истории, действие которой происходит в течение одного дня, кажется, что Хестер «сломалась» — до такой степени, что не видит другого выхода, кроме самоубийства. А всё потому, что ее отношения с мужчиной, ради которого она ушла из благополучной семейной жизни, зашли в тупик. И дело не в том, что бывший летчик Фредди Пейдж ведет себя не слишком порядочно по отношению к возлюбленной. Нет, он просто не выдержал той роковой страсти, которую она обрушила на него, поставив на карту всё и желая получить взамен 

такую же самоотдачу. А он недавно прошел войну и сейчас хочет легкости и веселья, а никак не выяснения отношений. Ну забыл про ее день рождения, с кем не бывает? Александр Тихановский в роли Пейджа брутален, стилен, и при этом его герой вызывает не меньшее сочувствие, чем Хестер. Он просто не может дать ей то, чего она от него ждёт, и понимает, что, кроме разрушения, эта любовь ничего принести не может. Поэтому выбирает бегство — к новой работе и, как следствие, жизни. 

Что характерно, в спектакле Спивака вообще нет отрицательных персонажей. По логике, образ бывшего мужа должен был бы вызывать отторжение — сухарь, педант, карьерист, потому-то и ушла от него жена. Но в трактовке Андрея Кузнецова мистер Коллер — это само сдержанное благородство: страдает, любит, прощает. Причем благородство это и во внешности — герой Кузнецова как будто сошел с плакатов старого кино. 

Спектакль вообще выдержан в стилистике 1950-х — здесь постарались художник по костюмам Ника Велегжанинова и художник-постановщик Николай Слободяник. А ещё Слободяник придумал «говорящее» сценическое решение: покрытые трещинами стеклянные квадраты, на которых происходит действие, олицетворяют то теперь уже замерзшее «море страсти», в которое однажды погрузилась героиня. И лед трещит под ее ногами, как трещит по швам вся любовная история, на которую она сделала ставку. 

По этим стеклянным квадратам ходят и другие персонажи пьесы, среди которых нет случайных. На спектаклях Семена Спивака начинающим режиссерам вообще надо учиться работе с актерами — в его постановках нет маленьких ролей, любой, даже двухминутный выход дает артисту возможность высказаться, запомниться и даже показать что-то большее, чем было заложено у автора пьесы. Вот и в «Глубоком синем море» каждый персонаж — это характер, история, прошлое, настоящее и будущее. 

И все они — под мелодии своей эпохи, которые лишь иногда прерывает современный хит, — ходят по тому же тонкому льду, что и главная героиня. Но только все вместе они могут помочь друг другу тогда, когда, кажется, море уже готово их поглотить. Вот и Хестер Коллер, уже почти из пучины отчаяния, вдруг ступает на хрупкий лед — после случайных слов, казалось бы, чужих людей — соседей, хозяйки дома и даже бывшего мужа — и готова идти дальше. Потому что начинает смотреть по сторонам и видеть окружающих, которых раньше не замечала, жизнь за окном и свои перспективы. Которые, оказывается, возможны и без мужчины рядом. По крайней мере, последняя сцена спектакля убеждает в том, что все у «свободной от мужчин» героини будет хорошо. А что касается любви — то кто сказал, что без нее нельзя прожить?.. 

Санкт-Петербургский
«Молодёжный театр на Фонтанке»
Набережная реки Фонтанки, д. 114 
https://mtfontanka.ru/

 

+2

Комментарии ()

    Другие статьи