Новости

Просмотров 368

ОТМА и Алексей. Дети последнего Российского императора

ОТМА и Алексей. Дети последнего Российского императора

С 19 мая 2023 года в Государственном Эрмитаже представлена выставка «ОТМА и Алексей. Дети последнего Российского императора», посвящённая детям Николая II. Хронологические рамки охватывают период с 1895 года – рождение первенца императорской четы – до 1914 года, то есть время их безмятежного детства и юности, не затронутое Первой мировой войной и последовавшей за ней революцией.
Дочери императора – великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, рождённые с разницей в два года, были очень дружны и в письмах к родителям подписывались начальными буквами своих имён. Отсюда и возникла аббревиатура ОТМА. Младший ребёнок – Алексей – цесаревич и наследник, был любимцем всей семьи.
На выставке представлено более 270 экспонатов, в том числе уникальный комплекс личных вещей и костюмов из собрания Эрмитажа: от распашонок до парадных придворных платьев, а также игрушки и некоторые бытовые предметы членов императорской семьи. Особый интерес представляет военная форма цесаревича Алексея Николаевича, с детства носившего мундиры подшефных ему полков. Многие образцы показаны впервые после завершения длительной реставрации, позволившей восстановить значимые по своей исторической ценности предметы.
Как отметил Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа: «Всем известный трагический конец этой счастливой семьи делает каждую бытовую вещь эмоционально насыщенной, а всю выставку – страшным предзнаменованием».
Большое внимание на экспозиции уделено рассказу о семейном воспитании и образовании детей. Художественные и документальные памятники – личные вещи, игрушки, книги, любимые игры, формировавшие индивидуальные черты каждого ребёнка, показывают детали повседневной жизни детей. Однако их характеры сложно было бы раскрыть с помощью одного лишь «предметного мира». Архивные документы и фотографии выступают в качестве сопровождающих иллюстраций, на которых можно увидеть многие из представленных вещей.
В состав выставки кроме экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа входят предметы из Государственного Музея-заповедника «Царское Село» и Государственного архива Российской Федерации. Все эти памятники являются мемориями, многие из которых экспонируются впервые.
Кураторы выставки: Юлия Валерьевна Плотникова, ведущий научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, и Юлия Вадимовна Шаровская, заведующая Сектором изобразительного искусства Отдела истории русской культуры.

Посетить выставку «ОТМА и Алексей. Дети последнего российского императора» можно по входному билету в Главный музейный комплекс Эрмитажа.
Выставка построена по хронологическому и тематическому принципам. Первая часть показывает раннее детство великих княжон, включает предметы младенческого и детского гардероба – распашонки, кофточки, сорочки, в том числе вязаные вещи, выполненные руками императрицы Александры Федоровны. Здесь представлены батистовые платьица с прошивками на цветных шелковых чехлах, которые девочки носили в раннем детстве, белые пикейные пальто с широкими отложными воротничками, широкополые шляпы из накрахмаленного батиста. Также можно будет увидеть и аксессуары – обувь, веера и зонтики. Более редкие предметы гардероба взрослых великих княжон имеют метки, по которым можно узнать, кому именно они принадлежали, поскольку императрица одевала дочерей одинаково не только в детстве, но и в более старшем возрасте.
Предметы на выставке, словно сошедшие со страниц модных журналов того времени, дают представление о том, как одевали девочек в конце XIX – начале XX века. Однако существовали вещи, отличавшие детей императорской фамилии от их ровесников из обеспеченных семей. К ним относятся парадные придворные платья великих княжон: от детских, сшитых в 1904 году к церемонии крещения наследника, до подростковых и девичьих, изготовленных в знаменитой мастерской Ольги Бульбенковой, а также мундиры цесаревича Алексея Николаевича. Наследник сразу после своего рождения становился «военным человеком» и назначался шефом нескольких гвардейских полков, при этом он получал соответствующую форму. Взрослея, Алексей Николаевич вместе с отцом принимал участие в парадах и смотрах. Шефами полков были и все великие княжны. Для Ольги, Татьяны и Марии также шили специальные мундиры.
На фотоиллюстрациях и акварелях можно будет увидеть любимые места пребывания императорской семьи: главную резиденцию – Александровский дворец в Царском Селе; дворец в Ливадии в Крыму для весеннего и осеннего сезонов, а также их «второй дом» – императорскую яхту «Штандарт». Путешествия на ней были для детей долгожданным событием, вносившим разнообразие в размеренную жизнь. Девочек одевали в матросские костюмы, а цесаревича – в матросскую форму, от которой сохранились только две бескозырки. Летние месяцы семья проводила на Нижней даче в Петергофе (не сохранилась). На выставке экспонируются два комплекта мебели, выполненные петербургской мебельной фабрикой Ф. Ф. Мельцера: один из гостиной Нижней дачи, другой – из учебной комнаты великих княжон в Александровском дворце.
Отдельное внимание на экспозиции уделено цесаревичу Алексею. Долгожданный наследник престола был горячо любим родителями и сёстрами. Дети проводили много времени в играх и совместных занятиях. Несмотря на тяжёлую болезнь – гемофилию – в редкие моменты здоровья цесаревич старался жить обычной жизнью, в которой были и уроки, и забавы. Чтобы точнее воссоздать повседневный мир наследника, Государственный Эрмитаж и Государственный архив РФ предоставили из своих коллекций детскую военную форму, игрушки, письма, рисунки, ученические тетради и расписания учебных занятий.
Характеры всех пятерых детей можно понять благодаря уникальному комплексу материалов – личным дневникам, семейным письмам, учебным работам и тетрадям. Старшие сёстры – Ольга и Татьяна – учились хорошо, были прилежными и аккуратными, много читали. Великая княжна Мария очень любила рисовать, её успехи в учёбе не казались такими блестящими, как у старших сестёр. Младшая, Анастасия, имела прозвище Швыбзик и была самой резвой и неугомонной. Учиться она не любила, зато великолепно играла комические роли в домашних спектаклях и была заводилой в играх. Цесаревич Алексей был очень способным мальчиком, но его занятия часто прерывались из-за болезни, от которой он страдал всю свою жизнь.
Сёстры разделяли любовь родителей к фотографии. У каждой был собственный «Кодак», с помощью которого они много и с увлечением снимали себя, родных и друзей, вклеивая затем сотни фотографий в альбомы. Два из них, украшенные собственными рисунками великих княжон, можно увидеть на экспозиции.
К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2023), который предваряет вступительное слово М. Б. Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа. Авторы статей – Ю. В. Плотникова, А. В. Сабенина (Государственный архив РФ), М. П. Филипцева (Государственный Музей-заповедник «Царское Село»).

0

Комментарии ()

    Другие новости