Для себя

Просмотров 2672

Булгаковский триптих Семена Спивака

Булгаковский триптих Семена Спивака

Под занавес 42-го театрального сезона Молодежный театр представил премьеру спектакля «Кабала Святош/Мольер».

Пьесу о великом французском комедиографе Ж.-Б. Мольере «Кабала святош» М. Булгаков написал в 1929 году. Впервые она была поставлена в Московском художественном театре в феврале 1936 года, но была снята спустя всего 7 показов.

В МОЛОДЕЖНОМ ТЕАТРЕ НА ФОНТАНКЕ – ПРЕМЬЕРА

Пьеса, повествующая об отношениях Мольера и Людовика XIV, художника и власти, имела трудное восхождение на сцену. Однако это не помешало стать ей с годами одной из самых востребованных в русском театре. Самые известные постановки были связаны с яркими актерскими и режиссерскими индивидуальностями – К. Станиславским, А. Эфросом, Ю. Любимовым, О. Ефремовым, О. Табаковым, Ю. Соломиным, А. Ширвиндтом… В 1973 году в БДТ им. Г. Товстоногова пьесу поставил Сергей Юрский – он и сыграл роль Мольера, а роль Людовика – Олег Басилашвили.

…Франция времен Людовика XIV. Мольер дописывает «Тартюфа», он в расцвете таланта. Король ему благоволит, однако вокруг драматурга немало врагов и завистников, которые способны разрушить его творческую и личную жизнь. Каждый постановщик рассказывал свою историю – историю творца, обласканного властью, а затем погубленного; историю лукавого комедианта; историю уставшего от жизни старика, преданного близкими.

   

Обращаясь к «Кабале святош», Семен Спивак приглашает зрителя поразмышлять о свободе творчества и взаимной ответственности творческой личности и общества друг перед другом, а также о судьбе великого человека, который, несмотря на свой гений, остается человеком частным. «Мне кажется, что в конфликте между художником и властью виновата не только власть, но и художник. Это, возможно, прозвучит парадоксально, но если мы внимательно будем читать пьесу «Кабала святош», то поймем, что художник изображен в ней неоднозначно. И это важный акцент. Мы хотим показать объективную картину истории, рассказанной Булгаковым. В бедах человека во многом виноват он сам. Я не сужу Мольера, но пытаюсь увидеть в объеме личность художника с его вершинами и недостатками», – отмечает Семен Спивак.

Семен Спивак не первый раз обращается к творчеству М. Булгакова. На сцене Молодежного театра на Фонтанке с большим успехом шли булгаковские «Дни Турбиных», ставшие легендой театрального Петербурга, более десяти лет идет спектакль «Дон Кихот» по одноименной пьесе, снискавший внимание зрителей и профессионалов. «Кабала святош» стала завершением булгаковского триптиха на сцене Молодежного. В премьерном спектакле роль Мольера сыграет з.а. России Сергей Барковский, роль короля Людовика – Андрей Шимко, роль архиепископа де Шаррона – Роман Нечаев. Музыку к новой постановке написал Игорь Корнелюк, работу над сценографией провел художник-постановщик Степан Зограбян.
Новый 43-й театральный сезон в Молодежном театре на Фонтанке откроется 30 июля. Ознакомиться с репертуаром театра можно на сайте: mtfontanka.ru.

СПРАВКА О ПЬЕСЕ
(По материалам книги Булгаков М.А. Пьесы 1930-х годов. Санкт-Петербург, 1994.)
Обдумывая образ главного героя, Булгаков ориентировался на те комедии Мольера, в которых он, скорее всего, запечатлел себя – «Версальский экспромт», «Мизантроп», «Мнимый больной». Булгаков изучал и «Прошения» Мольера королю Людовику по поводу «Тартюфа», который претерпел несколько редакций. Мольер отчаянно боролся за то, чтобы пьеса была разрешена к постановке, хоть церковь ему и угрожала казнью. По роковому стечению обстоятельств «Кабалу святош» во многом постигла участь «Тартюфа». Булгаков создавал пьесу в условиях, когда, по его словам, ему «ни печататься, ни ставиться более в пределах СССР нельзя»…

В архивах хранится 25 текстов пьесы Булгакова с поправками разной степени сложности. Основные правки были сделаны, когда пьеса попала под цензуру Главного репертуарного комитета, а затем при создании сценического варианта при постановке во МХАТе. Уже после первых читок Булгакова упрекали, что пьеса не затрагивает актуальных вопросов времени. Но автор отвечал, что не мог писать о классовой борьбе 17 века. «Моя главная забота была в том, чтобы Мольер был живой… Я думал дать виртуозность игры Мольера и любовно окрасить его самого и его любовь… Я стремлюсь, собственно, дать жизнь простого человека», – отмечал Булгаков. В пьесе Мольер не столько автор гениальных произведений, сколько человек, наделенный сложной внутренней жизнью и ведущий титаническую духовную борьбу за свое существование.
Репетиции К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко и Н.М. Горчакова во МХАТе шли 4 года. Станиславский считал, что в пьесе слишком много интимности, поэтому театр готовил спектакль в историко-биографическом ключе, «нарядный и парадный». Премьера, по условию Главреперткома, выпускалась под названием «Мольер». Пьеса была принята критикой отрицательно («полная идейная пустота»), а спектакль называли «уводящим с линии социалистического реализма». Сталин эту позицию разделял. 9 марта 1936 года после разгромной статьи в «Правде» под названием «Внешний блеск и фальшивое содержание» «Мольер» был снят с репертуара. Дирекция МХАТа пыталась договориться с Булгаковым о переделке. Но автор ответил: «Запятой не переставлю» – и подал заявление об уходе из театра.

0

Комментарии ()

    Другие статьи