Гость номера

Интервью: Ася ЖДАНОВА, фото из архива Владимира СКВОРЦОВА
Владимир СКВОРЦОВ
Заслуженный артист России, актер, режиссер, продюсер.
Окончил школу-студию МХАТ в 1995 году (курс Аллы Покровской). По окончании был принят в стажерскую группу Московском драматическом театре им Станиславского, где играл в культовых спектаклях Владимира Мирзоева.
С сентября 1995 года — штатный артист театра «ETCetera» п/р Александра Калягина. Сыграл главные роли в спектаклях Роберта Стуруа, Александра Морфова, Петера Штайна, Оскараса Коршуноваса, Михаила Угарова.
С 1997 года сотрудничает с Центром драматургии и режиссуры, где сыграл главную роль в нашумевшем спектакле Михаила Угарова «Облом off», удостоившись множества премий и став номинантом премии «Золотая маска».
С 1997 года вел на «Радио 1» свою авторскую программу «Игорь Фойе загадка «Радио 1», участвовал в записи многих театральных спектаклей. Много снимался в кино, на его счету — роли более чем в пятидесяти фильмах.
В 2017 году создал частный проект «СкворцовТеатр».
С 2015 года проводит авторские семинары по актерскому мастерству.
С 2005 года активно занимается театральной и кино-режиссурой, активно сотрудничает с региональными коллективами. Спектакли Скворцова неоднократно отмечались на театральных фестивалях и становились их лауреатами и призерами.
С сентября 2018 года Владимир Скворцов является Главным режиссером Московского драматического театра «Человек».
— Владимир, вы родились в Москве, как считаете, статус столичного жителя дает какие-то привилегии или нагружает лишней ответственностью?
— Да, я родился в столице. И, если честно, не совсем понимаю, как сложилась бы моя жизнь, появись я на свет, скажем, где-то в другом месте. Жизнь в Москве — довольно сложная. Тут ведется постоянная борьба, все мы пытаемся выжить в той или иной степени.Но если уж мне суждено было стать режиссером, я бы стал им в любом случае — это не мой выбор.
— Что значит образование для творческого человека, если творчество рождается внутри?
— Если речь о дипломе — то без специального высшего образования почти невозможно устроиться на работу в столичный театр. Таков закон современной жизни. Даже если ты гений — диплом обязателен. Что касается изучения классиков — а как вы думаете? Без знания азов — невозможны новые шаги.
— Театр или кино?
— Самый странный вопрос. Кино и театр похожи так же как, к примеру, море и река, или курица и утка. Одно искусство живое, другое — нет. В одном — есть право на ошибку, в другом — эту ошибку невозможно исправить. Что выбираю лично я? Ну, то, что я четыре года как не снимаюсь — говорит за себя. Однако я не исключаю своего возвращения в кинематограф — возможно, совсем с другой стороны.
— Артист и режиссер: два противоположных лагеря, которым никогда не понять друг друга или равные участники общего творческого процесса?
— Получив статус режиссера, я остался и актером и продолжаю играть на сцене. Зачем лишать театр хорошего актера? Я работаю в спектаклях моего любимого режиссера Роберта Стуруа в театре «Et cetera» и в собственном проекте «Кроткие» театра «Человек». Я познаю театр с противоположной стороны, и это вовсе не мешает мне. К тому же — я продюсер, и понимаю, что есть что. А изменилось только то, что я стал более дисциплинированным, и осознал, наконец, что актер — не самое главное звено процесса в театре, а уж тем более — в кино. Кто же главный? Команда. Актеры и режиссеры — почти наравне.
— Насколько личность актера и режиссера включается в его работу?
— Режиссер истово влюблен в своих героев и в артистов, которые их играют. Во всех. И это чувство должно быть взаимным. Если нет этого сопряжения — то ничего и не получится. Актер не должен быть отстраненным, безучастие в процессе создания роли недопустимо, мы переживаем век личностей. Для меня всегда важна именно индивидуальность, поэтому я не терплю вторые составы в театре — только один артист может сыграть эту роль. Тот, кого я выбрал.
— Время — друг или враг? Насколько личный и профессиональный жизненный опыт важен для актера и режиссера? Вам сейчас комфортнее, чем в юности, или хотелось бы вернуться?
— Мне комфортно настолько, насколько мне может быть вообще комфортно в данный временной промежуток..Я не бегу вперед и не люблю оглядываться. За свои работы мне не стыдно и не конфузно. Оно было — так или иначе, но оно было. Безусловно, мы растем и развиваемся, я иду вперед и совершенствуюсь. Каждый мой спектакль, каждая моя роль — это шаг навстречу себе сегодняшнему.
— Какой совет дали бы себе 17-летнему? Чем бы поделились?
— Никакого. Все в жизни происходит так, как должно быть. И не поделился бы ничем. Тот Скворцов мало чем отличается от Скворцова сегодняшнего. Разве что бородой.
— На ваш взгляд, театр сегодня — это удел избранных, развлечение уходящей эпохи или глоток свежего воздуха? Кому и зачем он нужен?
— Неожиданно — театр честнее. Вот именно сейчас. И он выходит на первый план — поглядите, какие страсти вокруг него кипят! Что касается назначения театра, безусловно, это развлечение, которое может нести за собой разное назначение. Но это живое искусство. К примеру, присутствуя в «Человеке», можно увидеть артистов настолько близко, насколько это вообще возможно. Где еще такое может быть?
— Режиссер — учитель или тиран? Какой стиль руководства ближе вам, почему?
— Режиссер — он и деспот, и учитель. И командир. Но главное — любящий свое дело и свою команду. И доверяющий этим людям. Я никогда не строю свои отношения на агрессии. Кому и зачем это надо? Основа моего театра — взаимное уважение, доверие и профессионализм. Хотя в определенные моменты режиссер тираном быть обязан.
— Если не театр, то что?
— На данном этапе мне важно только одно место — театр «Человек». Мне интересно его развитие и актеры, которые в нем работают. Все остальное пока на втором плане.
— Чем бы вы могли заняться, не став режиссером?
— Я не знаю. Я мог бы попытаться себя реализовать по-другому. Я уверен, что придумал бы. Но пока я — режиссер. Даже — главный. И я хочу пройти этот путь.
— Работа за деньги или для души?
— Боже мой, работа за деньги?! О чем вы? Только для души! Неужели вам кто-то сказал, что я беру за свою работу какие-то «деньги»? (смеется)
— Нужны ли творческому человеку хобби? А у вас есть, какие?
— Что такое «хобби»?! О чем вы? Творческому человеку ничего не нужно! Только его творчество! (снова смеется)
—Семья, дом — это надежный тыл или главное в жизни?
— Покажите мне семейного человека, который скажет, что он «плевал на свою семью». Семья всегда на первом месте. А дома бывают разными. Дом, как надежная берлога — это одно. Но работа — тоже дом. Дом — там, где тебя ждут, и где любят, и где тебе тепло и хорошо.
— Нужно ли мечтать или уместнее создавать и решать задачи?
— Мечты — это и есть задачи. И нужно научиться их решать.
— Сможете вспомнить, о чем мечтали 10-20 лет назад? Все сбылось?
— Сбылось. А что не сбылось — обязательно сбудется — в этой или последующих жизнях. К примеру, одна из моих давних мечт — сыграть героя рассказа Достоевского «Кроткая» исполнилась неожиданным образом: и спектакль получился совсем непохожим на оригинал, и воздействие от него шоковое. Мы объездили с ним несколько фестивалей и были отмечены на них. На предварительном показе в Москве народа было столько, что мы не поверили своим глазам, и ответная реакция была именно той, которую мы задумывали: превратив трагедию в комедию, даже почти в фарс, мы добились поразительного — для себя прежде всего — результата. Теперь спектакль будет играться в Москве в репертуаре театра «Человек». Премьера — состоится в этом сезоне.
— Вы сейчас там, где хотели бы находиться? Где и в какой жизненной роли видите себя еще через 10 лет?
— Неожиданно год назад, когда я стал главным режиссером театра «Человек», жизнь моя перевернулась на 180 градусов. А до этого — три года назад, когда я сделал первый свой большой спектакль «Мы — нижеподписавшиеся» в Нижнем Тагиле с продюсером Ольгой Галактионовой, а до этого — пять лет назад, когда я поставил «Старшую сестру» в театре Калягина. Я привел несколько событий, а все они взаимосвязаны. В жизни существует цепочка не случайностей. Я не хочу загадывать и не хочу планировать. Путей много.
— Ну и наш фирменный вопрос — что такое драйв? Он есть в вашей жизни?
— Я — овен, следовательно, драйв — это моя жизнь, и она невозможна без резких эмоциональных всплесков. Без «движухи», без позитивной мощной энергии. Это и есть мой стиль — постоянное движение.
БЛИЦ ДЛЯ РЕЖИССЕРА
— Любимый фильм? — «Солярис» Тарковского и «Летят журавли» Колатозова.
— Лучшая книга? — Полное собрание сочинений Шекспира.
— Замечательный город? — Берлин и Рим.
— Ваш Учитель это… — Алла Борисовна Покровская, мастер моего курса в школе студии МХАТ.
— Чем займетесь в выходной? — Отдыхом.
— Питер или Москва? — Питер. Ну и — Москва.
— Боитесь темноты? — Да.
— Лучший подарок для вас это… — Овации на премьере.
— Черное или белое? — Черное.
— Зима или лето? — Лето, конечно.
— Отдых это… — Путешествие.
— Хотите жить бесконечно? — Да, возможно.
— Опишите себя тремя словами — Преданный, добрый, крутой.
— Ваш секрет успеха… — Любовь.
Комментарии ()