Гость номера
Александра Болонин: У меня есть такая доморощенная теория – созидают только нравственные люди (к 65-летию режиссера Александра Болонина)
Автор Ирина Маленкина
На Каменноостровском проспекте, среди многочисленных магазинчиков, маленьких уютных кафешек, можно увидеть вывеску: «Театр «Остров». За, в общем-то, невзрачной дверью находится небольшой островок Александра Болонина — художественного руководителя, директора и главного режиссера театра. Эту заветную дверь он нам и приоткрыл.
ФАКТЫ БИОГРАФИИ
Родился 27 января 1947 г. в г. Кострома.
- После окончания театральной студии в 1965 г. по 1977 г. работал в разных театрах страны.
- Армия (1966 – 1968 г.)
- 1977 – 1982 г.г. работал к/с «Ленфильм» (асс.реж.).
- 1982 – 1990 г.г. ленинградское телевидение (режиссер).
- 1990 по настоящее время художественный руководитель, директор, главный режиссер Санкт-Петербургского драматического театра «Остров».
- Звание: заслуженный деятель искусств РФ (2007 г.)
- Лауреат премии имени Ал. Володина (2004 г.).
Почему театр?
Родом я из Костромы. На свет появился в роддоме, который находился буквально напротив театра, в нем играли бабушка, дедушка и мама. Из роддома меня в корзине в театр и принесли. В 1,5 года вывели на сцену играть девочку в спектакле «Нора» Генрика Ибсена. Представляете, какой у меня театральный стаж! А в 1961 году, когда исполнилось 14 лет, сыграл большую роль в спектакле «Барабанщица» в приехавшем на гастроли Минском театре имени Горького. Меня попросили заменить Олега Янковского — младшего брата известного тогда актера театра Ростислава Янковского.
Бабушка
Прабабушка, прадедушка и бабушка были дворянами, носителями фамилии Эделевы — Самковы. А вот дедушка — Александр Болонин – красный командир, из простой крестьянской семьи. Фамилия Болонин происходит от слова «болона» – мясо, которое трудно разжевать и резать.
Бабушку — Елизавету Константиновну Эделеву, я вспоминаю чаще других. Она рано умерла, ей было чуть больше пятидесяти лет. Интеллигентнейший человек с хорошими манерами: знала несколько языков, прекрасно пела, танцевала, хотя могла и водку пить и играть всю ночь в преферанс. Во время войны с театральной бригадой много раз бывала на фронте.
Известно, что Станиславский приглашал ее работать во МХАТ, но она, будучи романтиком, уехала за своим вторым мужем (актером В. М. Ярчевским) работать в Иркутск, как декабристка.
В память о бабушке, я поставил на сцене нашего театра, пьесу замечательного драматурга Александра Образцова «Два сердца». Вообще он посвятил эту пьесу Раневской, но я счел это не очень тактичным — играть на сцене Фаину Георгиевну. Поэтому мы создали собирательный образ и назвали героиню Елизавета Константиновна. Ее прекрасно сыграла моя супруга Тамара Исаева. Для этого спектакля я взял фамилию бабушки, а на афише было написано: «Режиссер Александр Эделев».
У дедушки тоже была интересная судьба: он в фильмах снимался, играл в театре, исполнял на баяне сложнейшие произведения.
Мама
Талантливая актриса. Зимой 1942 года после специальных медицинских курсов ушла на фронт хирургической медсестрой. После войны какое-то время играла в театре. Потом случился конфликт, и она вынуждена была перейти работать в библиотеку, затем на партийную работу. Больше она в театр не вернулась. Хотя если бы обратилась к влиятельным людям… Но, как говорил Михаил Булгаков: «Никогда ничего не проси, особенно тех, кто сильнее нас…». Может эта и неправильная позиция. Сейчас люди идут на все тяжкие, чтобы выжить.
Творческий труд, если он созидательный, — это самое интересное, что может быть в жизни. Яркий пример тому — бабушка и мама.
До сих пор жива подруга мамы — Тамара Александровна Шубникова, она тоже прошла всю войну. Удивительная женщина, такую жизнь прожить и остаться честным, созидательным человеком, помогать людям. Она была и директором театра, директором Дома Актера имени К.С. Станиславского… В декабре ей исполнилось 90 лет!
Семья
С будущей супругой, актрисой Тамарой Борисовной Исаевой мы познакомились в 1966 году в Свердловском областном театре. Потом была армия. А Тамара ждала моего возвращения. И вот, мы уже 45 лет вместе!
О службе
Призвали в Калининград. Определили в батальон обслуживания штаба армии. И вдруг приезжает жена адмирала, как оказалось – режиссер народного театра в доме офицеров и говорит, что нужно срочно заменить актера в спектакле «Быть, или не быть» — сыграть ученого который изобрел атомную бомбу. И меня перевели в мотострелковый полк, первую роту которого почему-то называли «рота ансамбля». Потом было много других ролей в этом театре. Я участвовал во всех учениях, занимался спортом, даже халтурил в Новый год Дедом Морозом на утренниках. А на вырученные деньги покупал для всех лимонад и пирожные, краски и кисти, для работы плакатистов. Командиром взвода был Борис Всеволодович Громов, который уже позже командовал войсками в Афганистане (ныне губернатор московской области).
В 1968 году меня отправили в запас в звании рядового. Женился, родился сын Григорий. Но, он не пошел по нашим стопам. Хотя много снимался в кино, озвучивал фильмы… Сейчас у него своя дизайнерская фирма.
Почему Остров?
Можно сделать остров «невезения», можно сделать его обитаемым…Понятий много, к тому же это очень питерская ситуация. Островов в нашем городе много — более сотни, ведь Петр Первый город на островах построил. Вот и мы тоже — маленький остров в нашем большом городе.
В 1990 году (до этого я 8 лет работал на телевидении режиссером) меня пригласили в театр «Реального искусства» поставить спектакль «Приглашение на казнь» по роману Владимира Набокова. Я поставил, но руководство театра не приняло…Дебют состоялся в ДК «Красный Октябрь». Премьерный спектакль зрители встретили аншлагом, а руководство театра заявило, что актеры, занятые у другого режиссера ему не нужны. Вот эти актеры меня и попросили организовать театр.
Своего помещения не было, играли на разных площадках, потом Игорь Петрович Владимиров приютил нас на малой сцене театра «им. Ленсовета», а потом попросил Анатолия Александровича Собчака выделить нам «свой дом». По его распоряжению несколько раз нам предлагали разные помещения, потом по чьей-то прихоти, или злой воле, отбирали…
Большую помощь театру оказывал Михаил Владиславович Маневич, а после его убийства — Герман Оскарович Греф. Он, показывая на карту города, сказал: «Александр Владимирович, выбирайте, что Вам надо…». Вот я и выбрал этот подвал на любимой Петроградской стороне, с затопленным почти по колено помещением, в надежде, что его-то не отберут…
Но нашелся-таки чиновник, который вдруг решил открыть здесь колбасный магазин. Были разборки, но удалось отстоять…
О финансировании
Мы уже 21 год существуем без финансирования. Актеры бесплатно играют, а деньги зарабатывают, снимаясь в кино, работая в других театрах…
У комитета по Культуре выигрываем тендеры на постановку спектакля, но театру необходимо значительно больше. Нет в мире рентабельных театров. К нам приходят ветераны, инвалиды, малообеспеченные люди – мы выделяем им бесплатные места. Да и сам зал у нас рассчитан всего на 85 мест.
Существуем за счет пожертвований, друзья помогают. Перед Новым годом приехал мой друг Джерральд Майкльсон из Америки, штата Канзас, он профессор, в университете преподает, оказал посильную финансовую помощь. Чудный человек! Помогает Макс Кайзер – художник из Швейцарии. Есть Александр Жуков в Москве — профессор, доктор наук, руководитель общественного фонда, который помогает сохранить память об Ахматовой и нам выжить. Огромное им спасибо за это!
У меня есть такая доморощенная теория – созидают только нравственные люди, безнравственные разрушают. И если мы хотим что-то построить, то нужно повышать нравственность. Основа нравственности – культура, а основа культуры – искусство. А у нас как получается — на все деньги дают, а на искусство только избранным. А ведь, сколько в России замечательных творческих коллективов, работающих профессионально…
О футболе и театре
Как и многие люблю футбол, но смотрю только красивые матчи выдающихся команд и игроков, которые есть не только в моей любимой команде «Зенит». Люблю «Барселону» за их психологическую тонкую игру; любопытно наблюдать за возрождением «Манчестер-Сити», желаю удачи «Милану», «Шальке — 04». Конфликт на поле для меня драматургически интересен. Но, это конечно чисто психологические вещи. В классных командах все играют почти одинаково. Только личная заинтересованность держит интригу. Между прочем, нам на содержание театра хватило бы одной зарплаты футболиста, даже сидящего в запасе…
А театр, это другой мир. Театр это смысл жизни для нас – тех, кто работает, но становится, надеюсь, и смыслом для зрителей. Я могу назвать полторы сотни людей, которые приходили в театр и говорили: «Я несчастный человек, почему я раньше не пришел к Вам». Я понимаю людей, которые редко ходят в театр, каждодневная текучка засасывает и это не оскорбительно для меня. Но все равно призываю найти время и придти к нам!
Огорчает
Я счастлив, что мне довелось общаться с разными людьми: такими известными всему миру и покинувших нас: Александром Володиным, Владимирым Высоцким, Сергеем Курёхиным, Давидом Золотницким; и ныне живущими: Марком Таймановым, Валерием Поповым, Ильей Штемлером, Григорием Ястребенецким, Владимиром Светозаровым и многими другими замечательными режисерами, актерами, писателями, художниками, известными и малоизвестными, но, не менее интересными…
Это ли не счастье?! Но, большинству людей, к сожалению, это не нужно… Если у нас по рейтингу первое место занимает Борис Моисеев, а второе Евгений Петросян, то можно представить в какой стране мы живем. А это не случайно, потому что такими людьми легче управлять, достаточно дать картошки и низкопробных зрелищ.
Интеллигенции, носителей этой самой нравственности, почти не осталось, или они приспособились к этому разгулу всеобщего обогащения. Посмотрите, кто ходит по улицам нашей «культурной столицы», плюя через плечо семечки, не зная по какой стороне нужно ходить, что бы было удобно всем.
О мечте
В театре «Остров» я поставил 26 спектаклей, из них половина поставлена по моим пьесам и инсценировкам.
Георгий Александрович Товстоногов говорил: «Что такое сверхзадача — это представление о счастье».
Я мечтаю о том, что кто-то придет и заменит меня, продолжит мое дело, будет писать пьесы, будет искать хорошую драматургию и будет отстаивать жизненные идеалы, а они очень ясны — почитайте десять заповедей Христа в Новом Завете. И все станет понятным, ради чего человек живет, как он должен относиться к тем или иным событиям, к поступкам людей.
Сейчас мне хочется уехать куда-нибудь в лес и общаться с семьей и с природой, да еще и с компьютером — чтобы писать. Я что-то устал.
Профессия режиссера по смертности третья, после летчиков-испытателей и шахтеров. Репетируя, мы помногу раз проживаем все радости и горести каждого персонажа. Жизнь похожа на театр, театр похож на жизнь, но между ними есть существенное различие… В театр можно вернуться.
Комментарии ()