Гость номера

Просмотров 6962

Валерий Соколов и Евгений Изотов, музыка, профессия, жизнь

Валерий Соколов и Евгений Изотов, музыка, профессия, жизнь

Интервью Ирина Малёнкина

Фотографии Даниила Рабовского

Классическая музыка, это музыка выдержавшая испытание временем, это что-то потрясающее, великолепное, возвышенное…А ее исполнители – люди сумевшее познать нечто такое, о чем обычному человеку знать неведомо.

Сольный концерт двух блестящих музыкантов, Валерия Соколова (скрипка) и Евгения Изотова (фортепиано), который состоялся в конце этой зимы в Концертном зале Мариинского театра, стал незабываемым событием 2012 года.

Дуэт молодых исполнителей уже проверен на прочность и профессионализм, каждый из музыкантов имеет солидный опыт выступлений на самых разных сценах мира.

Общение с исполнителями состоялось накануне их выступления.

Валерий Соколов

Я родился в городе Харькове в семье геологов. Мой папа профессионально занимался спортом, а инициатива отдать меня в музыкальную школу принадлежала маме. Правда вначале я занимался балетом, и лишь потом меня перевели в музыкальную школу.

Евгений Изотов

Я родился в Санкт-Петербурге в семье пианистов, а моя бабушка была преподавателем по классу фортепиано.

— Если не музыка, что еще могло бы стать сферой Ваших профессиональных интересов?

Валерий Соколов

Трудно сказать, я начал заниматься в 5 лет, и все это время у меня был жесткий график. В 12 лет  благодаря удачному выступлению на взрослом  (до 30 лет) Международном конкурсе скрипачей имени Сарасате в Памплоне (Испания) получил грант от председателя жюри Владимира Спивакова на продолжение обучения в лондонской Школе скрипачей Иегуди Менухина. С тех самых пор моя жизнь связана с Западом.

Евгений Изотов

С детства меня окружала музыка, к тому же родители хотели, чтобы я продолжил музыкальную династию. Вначале я учился в обычной школе и совмещал с музыкальной, потом – в школе-лицее при петербургской консерватории, затем в консерватории в классе профессора Нины Николаевны Серегиной.  Продолжил обучение в аспирантуре по камерному ансамблю в классе профессора Елены Вениаминовны Семишиной.

Поэтому, на сегодняшний день я, конечно, не представляю себя в другой специальности. Для меня это даже не столько профессия, сколько образ жизни.

— Вы родились, жили и учились в разных городах, как же удалось создать дуэт?

Валерий Соколов

Мы встретились в Бухаресте на Международном конкурсе исполнителей имени Джордже Энеску (проходит в рамках Фестиваля имени Джордже Энеску с 1958 г по четырем категориям: фортепьяно, скрипка, виолончель, композиция). Стали лауреатами и были удостоены премий. А познакомились за сценой уже на церемонии награждения.

Для победителей конкурса, было организовано небольшое турне по Румынии, в которое мы отправились вместе, там собственно и подружились.

Прошло уже семь лет, и мы рады, что у нас сохранились не только профессиональные, но и дружеские отношения.

— Что, по Вашему мнению, отличает хорошего исполнителя от среднего?

Валерий Соколов

В наше время сложно судить, так как очень большой выбор исполнителей, огромный поток информации. Все знают, кто и как играет и да средний уровень невероятно высокий. Выдающиеся исполнители, на мой взгляд, это те индивидуумы, мастерство которых выходит за рамки хорошего уровня, хорошего технического мастерства и музыкальности. Их яркая индивидуальность способствует убеждению слушателей в концертном зале, что то, или иное произведение надо играть так и только так.

— Обучение в Консерватории — это уже начало музыкальной карьеры, тем не менее, даже самые талантливые выпускники далеко не все достигают хотя бы небольших высот в этой области. 

Евгений Изотов

Сейчас прослеживается тенденция, что талантливые люди стараются уехать за рубеж.

В России нет не только финансового стимула для талантливых музыкантов, но и нет какого-то общего высокого уровня. Понимаете, Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Владимир Спиваков и Юрий Башмет – это четыре человека. Нет оркестров, нет возможности выступать, нет уровня, к чему стремиться…

Валерий Соколов

В нашем музыкальном пространстве недостаточно серьезных возможностей для развития потенциала, как в сольной деятельности, так и в оркестровой. Поэтому любой одаренный молодой музыкант-исполнитель стремится попробовать себя как в обучении, так и в дальнейшей деятельности на Западе.

— Валерий, о Вас снял фильм известный режиссер Бруно Монсенжон …

Бруно Монсенжон — выдающийся человек и мне повезло, что до сих пор мы поддерживаем с ним дружбу и сумели сделать несколько совместных проектов. Первый из них помог моей дальнейшей деятельности.

— На вашем жизненном пути встречаются в основном хорошие люди, а семьи у Вас есть?

Евгений Изотов

У меня замечательная семья: супруга Анна ШЕЛУДЬКО, известная исполнительница фортепьянной музыки — преподаватель, лауреат и дипломант международных конкурсов, она тоже из музыкальной семьи. Нашей дочери Екатерине 4,5 годика.

— С дочерью занимаетесь музыкой?

Я с большой осторожностью отношусь к начальному периоду обучения. Именно на этом этапе я не смогу ей дать столько, сколько дает бабушка – мама Анны. Это ее профессия — она в совершенстве владеет преподавательским мастерством.

— Екатерина продолжит семейную династию?

Катюша, конечно же, будет играть, но я не уверен, что в дальнейшем это станет ее профессией. Хотя, время покажет.

Валерий Соколов

Пока моя семья — это мои родители.

— Кроме классической музыки, какую еще слушаете?

Евгений Изотов

Я люблю джаз и на каком-то среднем уровне могу играть некоторые джазовые стандарты и с большим удовольствием слушаю записи в исполнении известных джазовых музыкантов.

Валерий Соколов

Слушаю разнообразные стили особенно джазовых гитаристов и пианистов, а так же португальское пение Фадо.

— А как же балет?

Я очень люблю балет и постоянно пополняю свою коллекцию видеозаписей с мировыми знаменитостями. Также я интересуюсь историей балета, был на многих интересных постановках в разных театрах Мира.

— Почему ушли в детстве из балета?

Я очень хотел, очень любил, но меня отчислили за плохое поведение.

— А когда занялись музыкой, поведение изменилось?

Условия изменились, была музыка и ничего больше.

— Вы много ездите, какой город больше всего нравится?

Валерий Соколов

Для жизни мне очень нравится Нью-Йорк, это уникальный культурный город, нравится Мюнхен, где я живу….А для поездок, конечно, Париж, Токио замечательный город, это все равно, что на Марс слетать. Я получаю удовольствия от посещения столиц.

А к Санкт-Петербургу у меня особое отношение, потому что у меня многое связано с этим городом: конкурсы, наша с Евгением работа…

Что вы связываете с таким понятием как петербургский стиль?

Валерий Соколов

Это речь, артикуляция… Я знаю многих петербуржцев: Екатерину Семенчук — великолепную  солистку Мариинского театра, Леонида Горохова – замечательного виолончелиста, Женю — это все мои близкие друзья. Петербург для меня после Харькова — второй дом.

Евгений Изотов

Для жизни — это конечно мой родной город. Нравится Париж, Лондон, Мюнхен — в последнее время я много туда езжу. Берлин нравиться и, конечно же, в плане экзотики — это Бразилия.

— Где бы хотели жить, если не в Петербурге?

Возможно в Германии. Я считаю, что наш город очень близок к Европе и не только географически, но и по культуре, по менталитету.

А петербургский стиль — это какая-то особая интеллигентность, культура речи…

Есть любимое место в Петербурге?

Кончено у меня много любимых мест, но, пожалуй, наиболее любимое — Пушкин, невероятная красота его, уникальные дворцы и парки, какое-то необыкновенное спокойствие.

Валерий Соколов

Когда есть возможность, я обязательно посещаю Русский музей, впечатляет архитектура города…

— Когда выходите на сцену Вы видите, кто сидит в зале?

Евгений Изотов

Я не особо вглядываюсь в зал, голова занята другими, стараешься сконцентрировать внимание  на предстоящем исполнении.

Валерий Соколов

Для меня сцена — это место окончательной реализации всех планов. Конечно, если в зале есть человек энергетика, которого мне приятна, то я буду играть, только для этого человека.

— Ощущения после концерта…

Евгений Изотов

Ощущения разные, в зависимости от успеха исполнения, но всегда есть легкая эйфория.

Валерий Соколов

Я считаю, что любой артист, который хочет чего-то достичь должен находить на сцене своего рода чистоту, отбросив все негативное, что было до этого.

— По Вашему мнению, к классической музыке стало больше людей обращаться?

Интерес меньше, чем был в Советском союзе. Из молодежи на концерты классической музыки ходят разве что студенты консерватории.

— Что нужно делать, чтобы привить любовь к классической музыке?

Это все-таки элитарное искусство и заниматься массовым прививанием, дело не особо успешное. Чтобы понимать, например музыку Прокофьева нужно очень многое – нужно быть разносторонне развитым человеком.

— Люди в городах, которые приходят на концерты различаются?

Мне трудно рассуждать. Каждый концерт и каждое выступление это отдельная жизнь. В одном городе одно выступление будет принято хорошо, а в другом …

В России ходят на имена, а на Западе просто послушать хорошую музыку в хорошем исполнении.

— Много приходится заниматься?

Евгений Изотов

Сейчас, конечно, нет. Основные занятия были в период обучения. А сейчас все зависит от сложности программы.

— Это хорошо оплачиваемая профессия?

На высшем уровне это невероятно хорошо оплачиваемая профессия.

Конечно, со спортом нельзя сравнить. Но чтобы достигнуть этого уровня нужно столько всего пройти. Этой планки достигают единицы. Мы находимся где-то на среднем уровне.

— О планах

Продолжать развиваться как дуэт, заниматься музыкой, ездить на концерты учить новый репертуар, расти как музыканты, становиться более зрелыми, и конечно быть востребованными — все это непосредственно зависит одно от другого.

Я всех приглашаю 20 апреля на мое выступление в  Большом зале Филармонии. В рамках 5-го концерта шестого абонемента «Страсти по романтизму» выступит Академический Симфонический оркестр Филармонии.  Дирижер — Ави Островский (Израиль). В программе: Увертюра к опере «Оберон» Вебера, Симфония № 1 Брамса. Я буду играть Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Шопена.

— О мечте

Выжить в этой профессии это уже мечта.

— Евгений, Вы ощущаете себя счастливым человеком?

На данном этапе, конечно, есть желания и амбиции, но резюмируя, я могу сказать, что я счастливый человек, потому что есть возможность заниматься любимым делом, развиваться, есть семья.

— Пожелания читателя журнала.

Валерий Соколов

Ходить на концерты, получать яркие позитивные впечатления.

ФАКТЫ БИОГРАФИИ

Евгений Изотов

Родился в 1979 году. Свой первый Grand-Prix выиграл в 15 лет. Затем последовали победы, среди которых 1 премия и специальный приз международного конкурса высших школ в Такасаки (Япония), 1 премия международного конкурса фортепианной академии, основанной фондом Тео Ливена (Комо, Италия), 2 премия международного конкурса имени Джордже Энеску (Бухарест, Румыния), высшие награды в Cernancelhe (Португалия) и «Mee sur Seine» (Франция)…

Получил образование в Санкт-Петербургской консерватории, аспирантуре; с отличием окончил аспирантуру в Эколь Нормаль де Мюзик в Париже (Ecole Normale de Musique de Paris), получив диплом Супериор де Концертист (Diplom Superieur de Concertiste).

Пианист успешно сочетает интенсивную концертную деятельность с педагогической.

С 2004 года Евгений преподаёт камерный ансамбль в Санкт-Петербургской консерватории.

С 2008 года является приглашенным профессором по классу фортепиано в Пусанском университете Silla в Южной Корее.

Валерий Соколов

Родился в 1986 году. В 1999 году, благодаря удачному выступлению на юношеском международном конкурсе скрипачей имени Пабло Сарасате в Памплоне, получил грант Фонда Владимира Спивакова на продолжение обучения в лондонской Школе скрипачей Иегуди Менухина, куда поступил в класс Натальи Боярской. По окончании школы был принят в лондонский Королевский колледж музыки (класс Феликса Андриевского). В 2011 году закончил аспирантуру Франкфуртской Высшей школы музыки и театра Кронбергской академии (класс Анны Чумаченко).

В 2005 году стал победителем Международного конкурса скрипачей имени Джордже Энеску в Бухаресте, получив Grand Prix и два специальных приза: от Фонда Энеску и за лучшее исполнение Сонаты № 3 для скрипки и фортепиано Энеску.

В феврале 2008 г состоялась американская премьера Концерта для скрипки и фортепиано Бориса Тищенко в Карнеги-холле.

Является автором идеи и художественным руководителем Международного фестиваля камерной музыки «Музыкальные вечера», который ежегодно проходит в Харькове (Украина) с 2010 года.

+7

Комментарии ()

    Другие статьи