Гость номера
Отец Сергий: Если Бог допускает рождение ребенка, значит, он поможет и вырастить это дитя...
Интервью
Ирина Малёнкина
Сейчас мы все чаще обращаемся к Богу в надежде получить прощения за свои грехи, приходим в церковь поставить свечку… Что это, дань традициям или вера во Всевышнего? Об этом и еще многом другом состоялась наша беседа с настоятелем храма в поселке Суйда Ленинградской области отцом Сергием.
— Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, о себе.
— Родился я в Воронежской области, есть такое село Землянск. Там же и школу окончил.
Как говорили во времена СССР, имею рабоче-крестьянское происхождение.
После окончания школы отправился в Ленинград. Поступил в военно-морское училище. В юности мы все немного романтики. Хотелось пойти в море, посмотреть Мир.
Но учеба пришлась не по сердцу, не окончив — пошел служить в армию на Северный флот. Уже позже, по настоятельной просьбе родителей продолжил постигать науки в гражданском морском училище — ныне Академии им. Макарова. По специальности я электромеханик. Правда реализовать себя в этой сфере не довелось, к окончанию училища у меня уже была жена. А совмещать море и семью почти невозможно.
— А с супругой, где познакомились?
— Все весьма прозаично – в Академии, на кухне. Светлана по окончании морского училища работала поваром, а я, будучи курсантом, нес на кухне наряд — мыл посуду.
— Семья Светланы имеет отношение к религии?
— Предыстории никакой нет, мы все дети советского воспитания.
— Как пришли к религии?
— В молодые годы пребывал в поисках себя. Искал что-то такое, чтобы было на всю жизнь и не проходящее. Однажды прочитал, что человек не может считать себя образованным и интеллигентным, если он ни разу не читал Священное Писание. Меня это задело. И тогда я решил непременно приобрети библию. Меня поразило то, что многое чему нас учат, взято именно оттуда.
— И вы решили изменить свою жизнь?
— Не сразу, конечно… Так получилось, что мне предложили поехать в Калининградскую область на строительство храма. Там я понял, что это и есть настоящее. Решил остаться и трудиться при церкви в любом качестве, не помышляя о священстве. Тогда и пришла вера в Бога, был сделан выбор. Произошло как бы преображение, изменение в жизни. Это можно сравнить с периодом жизни, когда человек встречает свою вторую половинку и влюбляется.
— Но ведь у Вас к тому времени была семья?
— Сыну 1,5 года исполнилось, жена беременная вторым ребенком. Когда я, вернувшись, сообщил о своем решении, был, как говориться полный шок. Светлана месяц переживала, но согласилась поехать со мной.
— А если бы она отказалась? Я так понимаю, Вы ее поставили перед выбором…
— Я сказал ей, что выбор сделал, буду трудиться при церкви в любом качестве… А ты смотри, я не могу тебя неволить.
— Иные варианты не рассматривались? Получается, что если бы она отказалась, то дети бы остались без отца?
— Наверное, это как-то бы разрешилось, но вопрос стоял именно так.
— А как Ваши родители и родители жены отнеслись к такому повороту судьбы?
— Все пребывали в полном недоумении. Сейчас моя мама тоже стала церковным человеком — вначале была просто прихожанкой, а уйдя на пенсию, трудится при храме в Воронеже. Мама супруги также стала ходить в храм, причащалась, как у нас говорят воцерковилась.
— На какие средства Вы жили в Калининграде?
— Я трудился, получал зарплату, а Света занималась воспитанием детей. Жили при храме. Это были девяностые годы. Тогда все только начинали восстанавливать. Храмы были разрушены, жилья никакого. Но условия были более-менее приемлемые.
— Так как Вы все-таки стали священником?
— Вначале мне предложили задуматься о священнослужении. Но я не был готов к этому — не хватало знаний, образования… К тому же это очень большая ответственность. Согласился рукополагаться — это первая степень священнослужения, стал дьяконом. Дьякон не исповедует, не совершает таинств, а лишь оказывает помощь на службе. А через два года — священником в калининградской епархии.
— В той же церкви, в которой трудились?
— Меня направили в другой приход. Тогда время было такое. Мы между собой сравнивали его с 1941 годом, когда нужны были командиры взводов. Вместо того чтобы 5 лет учиться, они уже через пол года получали погоны и отправлялись на фронт. Вот так и в 90-х, открывались храмы, поэтому был большой дефицит духовенства. Если человек имел веру, желание служить, то рукополагали, обучали при церкви и отправляли, как говорится в самостоятельное плавание.
— А более высокий сан существует?
— Для женатых священников, это храм, приход. Я никогда не стремился к административным высотам. Меня все устраивает, я счастлив.
— Детей крестили?
— Первого, в общем-то, несознательно. Этот обычай до сих пор существует, даже некая мода появилась. Я крещу уже больше 20 лет, и большинство приходящих не понимают, зачем это нужно. Поэтому приходится разъяснять.
— Как объяснить — зачем?
— Крещение это выбор. Почему нужно выходить замуж? Не потому что подошел возраст, а потому что человек полюбил. Крещение это акт веры – верую, поэтому крещусь. Причем акт веры не просто в Бога, в то, что он существует, а вера в Бога, как в спасителя. Как говорится в Евангелие — «Кто верует, тот и креститься». А у нас до сих пор обряд «Крещения» считается, как дань происхождению рождению в некогда православном государстве. Невежество полнейшее.
— Получается, что люди, которые пришли поставить свечку в церковь, это тоже невежество?
— Это все равно, что например, два человека оформили брак и встречаются раз в год для того, чтобы мужчина принес букет цветов женщине. По вашему мнению, такие отношения можно назвать семьей? Так и в церкви. Это образ жизни. Ты не просто исполняешь какие-то заповеди, а ты уверовал в это, принял, сознаешь, ты живешь этим… Это сравнить можно только, как любовь и семью…
— Вы детей с первого года жизни воспитываете именно так?
— Существует система христианского воспитания, которая предполагает, воспитание не как урок, а как жизнь. Если слова расходятся с делом, то эффект будет обратный. Мы стараемся сами соответствовать, а если что-то не получается, каемся потом, у детей тоже просим прощения. Дети приходят в храм, причащаются… Но это не какое-то специальное воспитание — таков наш семейный уклад жизни.
— У Вас семеро детей! Вы мечтали о такой большой семье?
— В юности где-то прочитал, что один ребенок это не ребенок, два – это пол ребенка, три – это уже ребенок. Так что у меня большая полноценная семья.
— А еще не планируете?
— Если такое случится, то конечно этот ребенок появиться на свет. В церковной среде согласно Священному Писанию, аборт недопустим. Аборт – это есть убийство независимо от срока. Поэтому у нас дети рождались не потому, что мы их планировали, а от любви.
— Но ведь содержать такую семью сложно не только в духовном, но и в материальном плане. Служение в церкви может обеспечить благосостояние семьи?
— Однажды услышал выражение от прихожанки – «Бог даст дитя, Бог даст и на дитя». И это действительно так, ведь рождение ребенка не может пройти без участия Божия. Тело мы наследуем от родителей, а душа дается от Бога. Поэтому если Бог допускает рождение ребенка, значит, он поможет и вырастить это дитя, лишь бы не ленились сами родители.
— Когда старшие дети стоят перед выбором не знают, куда пойти учиться, они советуются с вами?
— Приходится все решать совместно, нащупывать чего они хотят. Старшие уже определились, а вот младшим еще предстоит сделать выбор.
— Ваши дети все такие разные и никто не пошел по вашим стопам?
— В нашей семье выбор совершенно свободный. Пока по моим стопам никто не пошел. Священнослужение — это призвание и очень большая внутренняя ответственность. Ведь священник не может уволиться, так как дает пожизненную присягу.
— А что именно трудно?
— Ты должен соответствовать тем требованиям, которые прописаны в Священном Писании; должен стремиться к совершенству, быть примером для окружающих, ближних… Ты обязан воспитывать в себе только лучшие качества, а худшее отсекать…Но, к сожалению, не всегда это получается…
— Самое главное, по Вашему мнению, чему вы научили своих детей.
— Цыплят, как говориться по осени считают. Еще преждевременно говорить.
— Жизненная ситуация, которой Вы наиболее гордитесь?
— Затрудняюсь сказать. Никаких особых достижений нет, но мне очень интересно жить.
— Как проводите свободное время, отпуск, например?
— В большом приходе, предполагается отпуск, а вот в маленьком сельском приходе — это непозволительная роскошь. Законный отпуск, конечно, существует, но приход на это время остается без службы. Поэтому отдыхаю по минимуму. Летом ездили на 10 дней в Калининград проведать наших друзей, родственников. Если Вам знакома сельская жизнь, то вы понимаете, что там не бывает отпуска.
— Сегодня священнослужитель должен быть не только духовным отцом для прихожан, но еще и быть успешным менеджером. Как считаете, какими качествами должен сегодня обладать священнослужитель?
— Если речь идет о сельском священнике, то это должен быть разносторонне развитый человек, который и служит и хозяйством занимается, и несет ответственность за все это…
— Если не священником, то кем бы стали?
— Вероятно, искал возможность, чтобы заработать и содержать семью. Вообще, мне всегда нравилось делать что-то своими руками. Я много чего умею, например, обувь сам чиню.
— Как найти свою дорогу к Храму?
— Наше не вхождение в храм из-за непонимания, из-за невежества, из-за тех предрассудков, которые складываются из-за незнания церковной жизни. Есть такая замечательная книга – «Закон Божий. Руководство для семьи и школы», составил ее протиеирей Слободской. Она очень помогла мне в свое время.
— Ваши любимые сточки из библии.
— «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей крепостью твоей, и всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя». Это моя жизненная философия.
— В каких общественных сферах, прежде всего, должен быть услышан голос церкви?
— Прежде всего, это институт семьи, он совершенно разрушен. А это означает, что у нас нет общества. По статистике в России 80 разводов на 100 браков в первый год жизни. Еще одно поколение и общество растворится.
— Практически в каждом районе города идет активное строительство храмов. Ваше отношение к этому явлению?
— Храмы строятся по потребностям, это же не коммерческое предприятие. Основная цель — это проповедь, знакомство с верой, а ни получение прибыли. Строительство и содержание происходит на средства благотворителей. В спальных районах до сих пор очень мало храмов, людям приходится ездить в центр.
— Сейчас все готовятся к самому любимому празднику – Новому году! А как Ваша семья отмечает этот праздник?
— Новый год – это время когда еще длится Рождественский пост. Но, мы все равно накрываем стол, смотрим телевизор. Для нас главный праздник — это Рождество, там и пост заканчивается и подарки готовятся.
— Пост соблюдает вся семья?
— Да, конечно, у нас один уклад.
— Ваши пожелания к Новому году.
— У кого есть семьи — растить детей, больше внимания уделять своим близким. Кто еще не создал семью, то обращаться к своему сердцу, к Богу, чтобы встретить любимого человека с кем можно создать семью, родить и воспитать детей, обрести веру! Это самое главное в жизни любого человека, все остальное призрачно.
— О планах.
— Я просто живу и мне хорошо. Я знаю, что и завтра я буду делать то, что делаю сегодня.
Комментарии ()