Здоровье

Просмотров 4127

Наши тайные мотивации

Наши тайные мотивации

Всегда ли мы представляем, что управляет нами, когда мы общаемся с другими людьми? Можем ли объяснить, почему мы реагируем так, а не иначе? Мы не отдаем себе отчета, почему нас задевают и вызывают внутреннее напряжение, казалось бы, безобидные ситуации. Например, каждое утро, приезжая на работу, мы поднимаемся с коллегами в лифте.

Вообразим, что на этот раз нам встретилась сотрудница из другого отдела, с которой мы почти не знакомы, но привычно обмениваемся приветствиями и двумя-тремя общими фразами. Но сегодня она промолчала в ответ. Какой будет наша реакция?

Вариантов может быть множество, но, по сути, все их можно отнести к одному из пяти:

1.  Чувство безразличия: «Да подумаешь. Какая разница, что там у нее в голове…»

2.  Возмущение и раздражение: «Какая невоспитанная! Больше не буду с ней здороваться».

3.  Чувство вины: «Похоже, она чем-то недовольна. Наверно, я что-то сделал не так и сам не заметил».

4.  Тревога и беспокойство: «Не знаю, что происходит, но надо выяснить, в чем дело. Не можем же мы вот так: ни здрасьте, ни до свидания».

5.  Спокойствие: «Наверное, у нее просто плохое настроение».

Каждая из пяти перечисленных реакций свойственна определенному типу людей и определяется их ведущей моделью взаимодействия с окружающими. Условно обозначим эти модели как «комфорт», «превосходство», «желание нравиться», «контроль» и «автономность». Попробуем разобраться, в чем состоят особенности мотиваций таких людей.

Комфорт

Уживчивы и не слишком требовательны по отношению к окружающим. Рядом с ними другие чувствуют себя легко, потому что знают: этот человек не будет грузить своими проблемами или высказывать недовольство. Такие люди не любят усложнять себе жизнь, брать на себя риски и ответственность. В критической ситуации люди с такой мотивацией вряд ли придут на помощь, скорее предпочтут держать безопасную дистанцию.

Превосходство

Всегда отслеживают, проявляют ли к ним должное внимание и уважение. Если, предположим, их не пропустили вперед, не предложили первыми что-то посмотреть или попробовать, не дали почетное место за юбилейным столом, то они реагируют очень болезненно. При такой мотивации человеку  важно не просто выделяться на общем фоне и быть лучше всех, но и получать этому подтверждение. Благодаря своей уверенности они способны быть лидерами и вести за собой других, могут с легкостью начинать новые проекты и вносить предложения, которые получают всеобщую поддержку.

Желание нравиться

Одна из сильных мотиваций. Боятся быть отвергнутыми и пытаются избегать ситуаций, когда они могут кого-то обидеть, расстроить, разозлить. Поэтому, если их о чем-то просят, они соглашаются сделать даже то, что в принципе не могут сделать. Им сложно говорить «нет», высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения окружающих. Они далеко не всегда уверены в своих силах и способностях, постоянно нуждаются в помощи и поддержке со стороны, поэтому вряд ли способны к самостоятельной работе.

Контроль

Заботятся о том, чтобы иметь четкие соглашения и договоренности. Обычно они сдержанны в общении и говорят то, что думают, а не то, что чувствуют, – держат свои эмоции под контролем. Таким людям не нравится новизна: зачастую они неохотно едут в новое место или берутся за новое дело. В общем, предпочитают не рисковать и выбирают проверенные варианты. Но при этом они надежны и предсказуемы, у них все четко продумано и спланировано. Люди с такими мотивациями вызывают у других чувство уверенности.

Автономность

Понимая, что у каждого свои проблемы, отдают себе отчет в том, что не все в этой жизни крутится вокруг них. Чувствуя свою самодостаточность, держатся достаточно независимо. Реакция в случае с коллегой – это позиция невмешательства в мир другого и проявление деликатности со своей стороны.

***

Сопоставлять разные типы реакций и связанные с ними жизненные приоритеты можно именно на таких, простых и незначимых ситуациях. Анализируя мотивации разных типов характера, мы сможем более осознанно строить свои взаимоотношения с другими людьми.

0

Комментарии ()

    Другие статьи