Интерьер

Просмотров 4321

Дизайн порождает красивые предметы

Дизайн порождает красивые предметы

«Возвращаться к старому необходимо – тогда-то и приходят самые интересные идеи».  

Паоло Нава (Paola Nava)

 

Пресс-портрет

Паоло Нава (Paolo Nava) родился в 1943 году в Сереньо (Италия). Окончил факультет архитектуры в Миланском Политехническом университете и высшие курсы промышленного дизайна во Флоренции. Маэстро также обучался в Англии, где успешно сотрудничал с несколькими студиями в области промышленного дизайна.

В 29 лет Паоло начал самостоятельную профессиональную деятельность и вместе с другим прославленным итальянским дизайнером Антонио Читтерио (Antonio Citterio) основал студию Citterio-Nava, которая работала с такими компаниями, как B&B Italia, Artvis, Flexform, Snaidero, Boffi, Malobbia и Xilitalia. После того, как студия Citterio-Nava распалась в 1982 году, Паоло продолжил свою самостоятельную карьеру, сотрудничая со многими известными итальянскими и зарубежными компаниями (Tonon, Flexform, B&B Italia, Poliform, Arflex, Interprofil, Frascio, Binova, De Sede, Treca, Piarottolegno, Gruppo Confalonieri, Effegi Brevetti).

Основной аспект работы Паоло Нава – трехмерное восприятие пространства благодаря моделированию и экспериментам с материалами. Используя новые концепты, технологии и материалы, дизайнер всегда в поисках диалога между собственной поэтической точкой зрения и конкретными техническими требованиями производителя.

В последнее время Паоло Нава работает в основном над кухнями. Именно они принесли дизайнеру международное признание и высшую награду за дизайн – Compasso d'Oro.

Что такое стиль, мода, индивидуальный дизайн… Понятия эти наиболее часто встречаются, когда мы говорим об одежде, высокой моде… Но вряд ли эти ассоциации возникают у нас, когда речь идет о мебели, а особенно для кухни…

Этой теме и была посвящена лекция Паоло Нава «От серийного – к индивидуальному», с которой он выступил на открытии Saint-Petersburg Design Week в Академии им. Штиглица.

Зарождение итальянского дизайна

Путешествуя по миру, я часто задаю себе вопрос: почему именно в Италии это произошло? Не потому ли, что именно там была некая особая школа или стилистическая концепция… У меня было огромное желание поспорить, соприкоснуться с чем-то новым. В основе итальянского дизайна лежат многочисленные исследования, эксперименты и эволюция ремесленных традиций. 80-е годы ХХ века для итальянского дизайна были особенно важными – именно в это время этот брэнд начал играть на мировой сцене.

Создание предметного дизайна

В 80-х в регионе Брианца к северу от Милана, где расположено большинство мебельных фабрик, было решено развивать еще и направление моды. Любопытно, что модельеры пришли в моду из других областей дизайна (к примеру, Джанфранко Ферре (Gian Franco Ferre) начал свою творческую карьеру с дизайна аксессуаров). И это обстоятельство оказало важное влияние на развитие предметного дизайна. Сектор моды повлек за собой изменения в разных областях: это и мебель, и кухня – в гастрономическом аспекте… Но проводить прямую аналогию дизайна мебели и дизайна в области моды, конечно, нельзя. Люди не должны одеваться «серийно», ведь каждый из нас уникален. Однако «одеть» предмет – нечто иное, это значит в первую очередь «серийно» создать структурную концепцию мебели, а затем при помощи обивочной ткани придать ей индивидуальный вид. Я бы хотел видеть дизайн не статичным, а динамичным. Моя исследовательская работа была направлена на поиск индивидуальности предметов.

Индивидуальность – отправная точка

Она является языком искусства и открывает новые возможности для промышленного дизайна, чтобы каждый человек мог создать свой дизайн. Дизайн не должен быть искусством для избранных. Я за доступный дизайн. Конечно же, люкс – не зло. Люкс и роскошь всегда существовали: есть люди, которым необходимо окружать себя такими предметами. Но когда я говорю о дизайне, я говорю об «интеллектуальном» дизайне. Креативность присуща каждому, просто многие ее в себе не замечают. Нужно лишь открыть ее, чтобы показать другим. Каждый может взять серийный предмет и приспособить его под себя.

В основе любого предмета лежит абстрактная идея, но настоящим искусством является ее воплощение. Дизайн существует только тогда, когда кто-то производит эти концепты. Сам по себе, отдельно от производства, он не существует, а это требует глубокого знания технологий и материалов.

Новые технологии

Если они используются правильно, позволяют добиваться невероятных результатов. Дизайн – дело молодых, свободных от догм устаревших технологий. Но нам при этом нужны и новые поколения промышленников. Хороший промышленник – это тоже талант, как и хороший дизайнер.

Чем отличается дизайнерский предмет от не дизайнерского?

На свалку можно выбросить любую вещь, но даже там дизайнерская будет излучать сияние и не смешиваться с другими. Дизайн, с моей точки зрения, обладает этим сиянием. Но в этом заключается и противоречие: в природе нет «красивого» и «некрасивого», но дизайн порождает предметы красивые и некрасивые. Красивые стоят дороже, а в природе вся красота дается нам бесплатно. В природе все прекрасно, нужно лишь суметь это увидеть…

Редакция благодарит оргкомитет SPb Design Week -2011 и журнал «Жилая среда» за предоставленный материал.

0

Комментарии ()

    Другие статьи