Стиль

Просмотров 396

Swarovski: дороже бриллиантов

Swarovski: дороже бриллиантов

Автор: Виктория АЛМАЗОВА 

Начиная с глубокой древности стразы — ограненные стекла — покупали те, кто не мог позволить себе бриллианты. В наше время богатые люди покупают стразы Swarovski, которые иногда даже превосходят по цене драгоценные камни. Почему так случилось? 

Свинцовое стекло начали производить еще в Месопотамии, на родине стекольного производства. Первоначально такое соединение возникло случайно: при изготовлении стекла свинец часто попадал в смесь. Древним понравилось это сочетание — конечный продукт красиво переливался в солнечных лучах благодаря высокому показателю преломления. К тому же свинцовое стекло легче поддавалось огранке. Уже в вавилонской табличке, датированной 1700 годом до н.э., приводится рецепт изготовления стекла с окисью свинца, а в трактате Ираклия «О красках и искусствах римлян», предположительно написанном в VIII веке, автор называет свинцовое стекло «еврейским стеклом», что дает ответ на вопрос, откуда к Пиропу перешел секрет его изготовления. 

В средневековой Европе производство нового стекла усовершенствовалось настолько, что его начали выдавать за драгоценные камни, и вполне успешно. Для того чтобы усилить блеск стекла, к нижней части стразов приклеивали фольгу. Свет, проходя через камень, отражался от нее и рассеивался на множество граней. Таким образом камень сверкал и переливался, как настоящий бриллиант. 

В эпоху Возрождения ремесло подделки расцвело настолько, что любые недрагоценные камни стали символом обмана и незаконной наживы. Именно поэтому настоящие бриллианты стали еще больше востребованы, а среди богатых людей считалось недопустимым носить бижутерию, пусть даже искусно выполненную. Но в XVIII веке интерес к «подделкам» неожиданно резко вырос. Придворные хотели сверкать с ног до головы, и «стеклянные бриллианты» начали носить даже на обуви. Однако изготовление имитаций требовало столько же энергии и мастерства, как и изготовление украшений с бриллиантами. Причем нередки были случаи, когда имитации стоили дороже оригиналов, и даже в среде высшей аристократии роскошь изготовления «подделок» могли себе позволить очень немногие. 

      

Мода на «стеклянные бриллианты» росла и по другой причине: по сравнению с бриллиантами они значительно легче поддавались огранке. Им можно было придать практически любую форму, добившись, чтобы они плотно прилегали друг к другу. На волне этой популярности многие ювелиры начали состязаться в производстве свинцового стекла наивысшего качества. В 1748 году в это соревнование включился даже М.В. Ломоносов, экспериментировавший с изготовлением цветного стекла для мозаик. Через пять лет на основе его разработок была построена фабрика в Санкт-Петербургской губернии, на которой производились заколки, пуговицы, бисер и стеклярус. 

ИМЕНЕМ «КОРОЛЯ ПОДДЕЛОК» 

Однако настоящим победителем из этого состязания вышел эльзасский ювелир Георг Фридрих Штрасс, в честь которого свинцовое стекло и получило свое имя. Штрасс изобрел особое металлическое покрытие (смесь таллия и висмута), которое наносилось на нижнюю часть кристалла и служило заменой фольге. Штрасс не спешил обнародовать свое открытие и довольно долго выдавал свои работы за настоящие драгоценные камни. Однако он не только избежал наказания за это, но в 1734 году получил почетное звание королевского ювелира при дворе Людовика XV и заодно контроль над всем рынком искусственных бриллиантов. В 52 года он покинул этот пост, и прожил остаток жизни в богатстве и почете. 

При имитации драгоценных камней из множества материалов
самым популярным является стекло с примесью свинца или калия,
в современном мире известное как страз

После Великой Французской революции было отмечено, что качество стразов ухудшилось: в XVIII веке материалом, огранкой и дизайном занимался один ювелир, тогда как позже за этапы изготовления стразов стали отвечать разные люди. Но имитации по-прежнему оставались популярны, а ношение драгоценных камней больших размеров считалось вульгарным. Стразы стали частью набора украшении каждой леди. Помимо низкой цены, стразы, в отличие от бриллиантов, могли быть любого цвета. Это очень нравилось молодым девушкам из строгих викторианских семей: из своего гарнитура они составляли целые композиции, передающие секретные любовные послания, основанные на языке цветов. 

  

СТРАЗЫ ВМЕСТО СКРИПКИ 

Так созрела почва для «революции стразов», а ее предводителем стал родившийся в 1862 году в Северной Богемии Даниэль Сваровски. 

Его отец работал резчиком стекла на маленькой фабрике. Даниэль же с детства мечтал стать знаменитым скрипачом, но при поступлении в музыкальный колледж потерпел неудачу. Молодой человек быстро сделал выводы и решил, что самое разумное – пойти по стопам отца, тем более что в возрасте 21 года Даниэль посетил выставку электричества в Вене, загорелся идеей разработать первый в мире электрический шлифовальный станок и спустя девять лет воплотил свою идею в жизнь. Нечего и говорить, насколько это изобретение облегчило огранку страза. 

На волне успеха в 1845 году он вместе со своими спонсорами Армандом Косманом н Францем Вайсом основали завод по резке хрустала в австрийском Тироле, в деревне Ваттенсе. Место высоко в Альпах Сваровски выбрал не случайно: для производства нужно было большое количество энергии, которую обеспечивала расположенная неподалеку гидроэлектростанция. Основатель компании продолжал эксперименты: добавил в стекло больше свинца (до 32%), что усилило блеск стразов, а также создал покрытие из серебра для нижней части камня (до этого использовалось медное). 

Но подлинный секрет успеха его фирмы заключался отнюдь не в технических новшествах. Талантливый ювелир понимал, для большинства стразы ассоциируются с обманом и мошенничеством, и задался целью изменить это отношение. Благодаря технологии Сваровски был намного впереди конкурентам по качеству изделий. Осталось объявить, что его стразы могут сравниться только с настоящими бриллиантами. Для этого был создан уникальный логотип — эдельвейс, альпийский цветок. Логотип компании неоднократно менялся: эдельвейс сменился буквами S.A.L., а в 1988 году был придуман знакомый нам сегодня лебедь — символ изящества и гармонии. Но тогда, в начале XX века, смелый подход Сваровски сработал. 

       

ПИАР ОТ ШАНЕЛЬ 

Первые образцы Сваровски отправил в Париж, и богатые дамы с энтузиазмом начали украшаться дорогим стеклом наравне с настоящими бриллиантами. Однако для окончательного утверждения бижутерии нужна была икона стиля, которой подражали бы модницы со всего света. Она появилась в двадцатые годы XX века – это была Коко Шанель. Несмотря на то, что в ее личной коллекции было множество украшений из бриллиантов и жемчуга, Шанель все равно предпочитала носить бижутерию: длинные подвески, броские кольца, эмалированные браслеты с мальтийским крестом. И не упускала случая высказаться о женщинах, носящих драгоценности: «Это отвратительно — ходить по улице, нося на шее миллионы, потому что тебе повезло родиться богатым». Или «Те, кто не умеют носить бижутерию, носят золото». 

Дошло до того, что без бижутерии появляться в обществе стало просто неприлично. После Второй Мировой войны многие ювелирные фирмы, в том числе Сваровски, открыли для себя новый рынок сбыта. Многие европейские дизайнеры переехали в США, и американки с удовольствием покупали бижутерию европейских домов моды. Вряд ли они знали, что почти все эти украшения производятся в провинциальном американском городке Провиденс, штат Род-Айленд. 

УЧАСТНИКИ ХИТ-ПАРАДОВ 

Мужчины тоже не оставались в стороне от моды на «подделки». В сороковые годы модельер Нуди Кон (урожденный Нута Котляренко, сын киевского сапожника) представил «ковбойский» костюм, но только расшитый стразами, но и покрытый металлическим порошком для стразов. Это была американская версия костюма испанских матадоров. Первоначально Нуди хотел помочь начинающим кантри-музыкантам, основным клиентам его магазинчика в Западном Голливуде, стать богатыми и знаменитыми. Они должны были сверкать — в прямом смысле этого слова. Так на свет появился легендарный золотой костюм Элвиса Пресли. Благодаря Нуди другие модельеры поняли, что стразы можно клеить на платья, туфли, клатчи. Популярности этой идеи поспособствовала Мэрилин Монро: 19 мая 1962 года на 45-летии Джона Кеннеди она появилась в почти прозрачном платье, окутанная сиянием 2500 стразов и спела «С Днем Рождения, Мистер Президент». В восьмидесятые появился хип-хоп, а неотъемлемой частью гардероба рэп-певцов стали золотые цепи с надписями из стразов. 

ГЛАВНОЕ –МАРКЕТИНГ 

Наследники Даниэля Сваровски оказались вполне достойными продолжателями «стразового» дела. В1976 году, накануне Рождества, компания открыла линию специальных коллекционных фигурок «Серебряный кристалл». Первой стала маленькая мышка, сделанная из подвесок для люстры. Последовали божья коровка, черепашка, олень, ежик, лебедь, тигр и другие звери вплоть до персонажей Диснея. Был создан специальный клуб коллекционеров таких фигурок, который сегодня насчитывает более полумиллиона человек. Новая модель выходит всего раз в год. И здесь Swarovski с самого начала подчеркнула эксклюзивность своих изделий: эскизы фигурок и инструменты изготовления после окончания работ сразу же уничтожаются. 

Swarovski посвящен и целый музей под названием «Хрустальные миры», расположенный на месте той самой первой фабрики в Ваттенсе. Он был создан в 1995 году в честь столетия компании. Это огромная подземная пещера из тринадцати залов, связанных лестницами и коридорами. Стены и потолок в одном из залов полностью покрыты треугольными зеркалами — посетители словно находятся прямо внутри большого кристалла. На экскурсии подробнейшим образом рассказывают о кристаллах, но избегают технических подробностей — секреты изготовления и огранки держатся в строжайшей тайне. Среди прочих достопримечательностей в музее можно полюбоваться на самый большой в мире страз под названием «Столетний» весом 62 кг и диаметром 40 см, имеющий ровно сто граней. Там же находится и самый маленький камень, который легче рассмотреть под микроскопом, — он составляет всего 0,8 миллиметра в диаметре. Оба страза занесены в Книгу рекордов Гиннесса. 

Сваровски, превратив подделки в предметы роскоши, сделал маленькую хитрость: он назвал свои стразы «кристаллами». Основатель фирмы предвидел, что модницы не будут носить простое стекло, пусть даже дорогое и качественное. Однако стразы, несмотря на усилия их создателей, все равно остаются подделками. Но так ли уж это важно? Особенно если учесть, что многие стразы по цене сопоставимы с настоящими бриллиантами. 

0

Комментарии ()

    Другие статьи