Новости

Просмотров 209

Египтомания в Эрмитаже

Египтомания в Эрмитаже

В двух парадных залах Невской анфилады Зимнего дворца представлено более семисот памятников египетского стиля во всём его разнообразии: скульптура, живопись, мебель, камнерезное и ювелирное искусство, костюмы.

 

«Эта выставка – результат большого труда не только нашего Отдела Востока, но также сотен и тысяч людей, изучавших египетскую культуру многие годы. 200 лет назад Жан-Франсуа Шампольон расшифровал иероглифы, 100 лет назад Говард Картер открыл могилу Тутанхамона, и с тех пор продолжается то, что мы называем египтоманией. Это, если говорить просто, влюблённость в Египет. Если же объяснять серьёзнее, то речь идёт о механизме диалога культур и том, каким образом древняя культура Египта, которая в разной степени была известна окружающим странам, постепенно стала частью всемирного культурного достояния. Со временем она, конечно, значительно преобразилась. Вы это увидите, когда пройдёте по выставке от начала до конца. И это одна из тем современных исследований и выставок: как формировался европейский образ Египта и насколько он соответствует взгляду на самих себя древних и современных египтян. Так что наша выставка ещё и очень актуальна», — сказал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.

 

В церемонии открытия принял участие его превосходительство Назих Эльнаггари, чрезвычайный и полномочный посол Арабской Республики Египет. «Для меня большая честь находиться сегодня в стенах Эрмитажа. Внимание к древностям всегда было отличительной чертой этого дворца культуры. В 1940 году произошло открытие Египетского зала, что позволило большому количеству людей ознакомится с древнеегипетской культурой. Сегодня Эрмитаж проводит открытие замечательной выставки, посвящённой двухсотлетней годовщине расшифровки египетской письменности. Тогда, после открытия Жана-Франсуа Шампольона, появилась возможность углубиться в изучение древней цивилизации, которая ещё на заре человечества  принесла миру науки и искусства. Уверен, что эта выставка только подогреет интерес и любовь широкой публики в России к древнеегипетской цивилизации», – отметил он в своей речи.

 

Выставка призвана познакомить посетителей с необыкновенно интересным явлением, которое с конца XVIII века называют египтоманией. Среди многочисленных историзмов и ориентализмов только увлечение Древним Египтом заслужило название «мания». В отличие от достаточно недолгих мод на восточную экзотику (как, например, китайщина и порождённый ею стиль шинуазри), египтомания невероятно продолжительна. Её корни уходят в античные Грецию и Рим, таким образом, элементы этого увлечения присутствуют в европейской культуре на всех этапах её истории. Другая причина популярности состоит в том, что египтомания – это явление универсальное, охватывающее различные стороны жизни: архитектуру, изобразительные и прикладные искусства, философию и мистику, литературу, театр, кино и даже самые простые предметы быта. Ещё одной важной идеей выставки является то, что именно в недрах египтомании медленно вызревала и в итоге сформировалась научная египтология.

 

Помимо произведений из собрания Государственного Эрмитажа, на выставке «Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном-Франсуа Шампольоном» будут показаны экспонаты из Всероссийского музея А. С. Пушкина, Государственного музея городской скульптуры, Государственного музея-заповедника «Гатчина», Государственного музея-заповедника «Павловск», Государственного музея-заповедника «Петергоф», Государственного музея-заповедника «Царское Село», Государственного Русского музея, Музея Антропологии и Этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Музея-усадьбы «Кусково», Российской Академии художеств (филиал в Санкт-Петербурге), Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки, Санкт-Петербургского Горного университета, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербургского Дворца культуры работников просвещения (Юсуповский дворец), Центрального Военно-морского музея.

 

В завершение вечера Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под руководством народного артиста России Сергея Стадлера исполнил фрагменты из знаменитой оперы Джузеппе Верди «Аида» в Зале Древнего Египта Зимнего дворца. Перед началом концерта Михаил Пиотровский сказал: «Как известно, “Аида” была заказана Верди для церемонии открытия Суэцкого канала, но он не успел написать её в срок, так что на торжестве исполняли созданное им же “Риголетто”. Примечательно, что сегодня мы слушаем “Аиду” в Зале Древнего Египта, а в это время в Эрмитажном театре дают “Риголетто”. Такого сочетания у нас ещё никогда не было».

 

В основу либретто оперы легла легенда времён противостояния Древнего Египта и Нубии (Эфиопии), изложенная в папирусе, расшифрованном именитым французским египтологом Огюстом Мариеттом. В центре сюжета, в разработке которого принимал участие и сам композитор, – история любви эфиопской принцессы Аиды. Волею судеб она оказалась рабыней при дворе фараона и полководца египетского войска Радамеса. На концерте прозвучали пять фрагментов из оперы.

 

Авторы идеи выставки «Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном-Франсуа Шампольоном»: Андрей Олегович Большаков, заведующий Сектором Древнего Востока Государственного Эрмитажа; Андрей Николаевич Николаев, куратор выставки, заместитель заведующего Отделом Востока Государственного Эрмитажа.

 

Выставку можно посетить до 9 апреля 2023 года по входному билету в Главный музейный комплекс Государственного Эрмитажа.

0

Комментарии ()

    Другие новости