Новости

Просмотров 845

Наслаждение фарфором: белая пластика

Наслаждение фарфором: белая пластика

5 июня 2024 года в Западине Восточной галереи Зимнего Дворца (Зал № 152) открылась выставка «Наслаждение фарфором: белая пластика Императорского фарфорового завода середины XIX – начала ХХ века».
Экспозиция посвящена эволюции скульптуры из нерасписного фарфора и бисквита, созданной на Императорском фарфоровом заводе в середине XIX – начале ХХ века.

В разные исторические периоды эти произведения искусства оценивались по-разному, хотя они и имели общие пути развития с привычными, расписанными полихромными красками фарфоровыми изделиями. Выставочный проект призван продемонстрировать несостоятельность сложившегося стереотипа, о том, что белыми или выражаясь профессиональным языком, «в белье», как правило, оставались лишь выбракованные предметы с технологическими дефектами. Бóльшая часть представленных работ не только не обнаруживает никаких весомых погрешностей, но и наглядно иллюстрирует мастерство русских скульпторов в художественной проработке и оформлении фарфоровой пластики.

Развитие скульптурного жанра на Императорском фарфоровом заводе напрямую было связано с двумя ключевыми для предприятия фигурами этого времени – Августом Карлом Шписом (1817–1904) и Августом Карлом Тимусом (1865–1943), в разные годы руководившими скульптурной мастерской. На выставке экспонируются, созданные по проектам скульпторов произведения: «Мальчик с собакой», «Сбор винограда», «Играющие дети», «Урок», «Девушка с птичьим гнездом», скульптурные портреты российских императоров (автор моделей А. К. Шпис); «Медальон к 300-летию Дома Романовых с портретами царя Михаила Федоровича и императора Николая II»; ваза-кувшин «Сатир и нимфа»; сервиз-дежене «Розы» (автор моделей ‒ А. К. Тимус). Помимо выдающихся творений корифеев белой пластики А. К. Шписа и А. К. Тимуса в зале можно увидеть скульптурные произведения известных художников, тесно сотрудничавших с Императорским фарфоровым заводом, – В. А. Серова, К. А. Сомова, С. Н. Судьбинина, А. В. Вернер, А. Л. Обера, А. Г. Адамсона, И. Я. Гинцбурга и других. Во многом именно благодаря проектным работам этих мастеров белый цвет в эстетике фарфора стал восприниматься как неотъемлемая часть художественного образа.

Обращают на себя внимание воплощенные в белом глазурованном фарфоре и бисквите скульптуры из серий «Народности России» Павла Каменского (1858 – после 1917) и «История Русской гвардии» Константина Рауша фон Траубенберга (1871–1935).

С момента изобретения «белого золота» фарфоровой пластике был присущ декоративный характер, определявший многие образно-пластические особенности фигур и их дальнейшее предназначение. Творческие результаты художников второй половины XIX – начала ХХ века изменили восприятие скульптуры из фарфора. Усовершенствование технологии процесса позволило изготавливать фигуры, которые и по своим размерам отныне не уступали скульптуре из бронзы, мрамора, камня и дерева. Благодаря белой глазурованной и бисквитной скульптуре фарфоровую пластику удалось вывести на новый уровень восприятия, придать ей более высокий статус в историческом наследии и найти ей более высокое место в «табели о рангах» разных видов и жанров искусства.

Выставка подготовлена Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа (заведующий В. А. Федоров). Автор концепции, куратор выставки ‒ Екатерина Сергеевна Хмельницкая, ведущий научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения.

К выставке Издательством Государственного Эрмитажа готовится научный иллюстрированный каталог: «Наслаждение фарфором: Белая пластика Императорского фарфорового завода середины XIX – начала ХХ века». Автор каталога ‒ Екатерина Сергеевна Хмельницкая, ведущий научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения.

Выставку «Наслаждение фарфором: белая пластика Императорского фарфорового завода середины XIX – начала ХХ века» можно посетить по входному билету в Главный музейный комплекс.

 

***

 

Подробнее о выставке

 

Выставочный проект Государственного Эрмитажа «Наслаждение фарфором: белая пластика Императорского фарфорового завода середины XIX – начала ХХ века» предлагает возможность познакомиться с произведениями из нерасписанного фарфора и бисквита, созданными на главном фарфоровом производстве России в годы правления Александра II, Александра III и Николая II. В составе выставки экспонаты из коллекции Государственного Эрмитажа, а также предметы из частных российских собраний.

Расцвет скульптурного отделения завода в середине XIX века во многом связан с художественной и административной деятельностью двух мастеров, последовательно его возглавлявших – Августа Карла Шписа (August Karl Spiess; 1817–1904), а затем – Августа Карла Тимуса (August Karl Timus; 1865–1943). Их проекты и вклад в развитие и модернизацию производства привели к осознанию самоценности и доминированию скульптурного начала в фарфоровой пластике середины XIX – начала XX века.

Разнообразные по предназначению, материалу и технике исполнения художественно-декоративные предметы пользовались большим спросом у членов императорской семьи. Руководство Императорского фарфорового завода способствовало выпуску подобной продукции, которая заметно расширяла ассортимент предметов из бисквита с рельефами разной степени сложности, разрабатываемых мастерами скульптурного отделения. К их числу принадлежат бисквитные медальоны с портретами Николая I, Александра II; барельефный портрет А. В. Суворова. На середину XIX столетия приходится увлечение «литофанией». Литофания – декоративное изделие, почти прозрачная пластинка бисквитного фарфора с едва уловимой разницей в толщине, достигаемой за счет технологии производства, с оживающими под определенным углом света или на просвет картинами. На выставке экспонируются три таких предмета из собрания Эрмитажа, среди которых: Литофания с изображением императора Николая I, императрицы Александры Федоровны и великого князя Константина Николаевича. В 1850-е годы вершиной пластических возможностей бисквита стали цветочные букеты. Поражает великолепием исполнения « Цветочный букет», созданный талантливым скульптором Петром Ивановым. Мастер разработал новые рецепты бисквитной массы и технику моделирования непревзойденных по тонкости цветов. Он практиковал свободную лепку без формы, где каждый миллиметр был вылеплен вручную.

Благодаря стараниям главного скульптора завода Августа Шписа, начиная с 1860-х годов, в отечественном искусстве фарфора преобладающей становится именно белая пластика из бисквита.

На выставке обращает на себя внимание монументальная портретная скульптура работы А. К. Шписа. Получившие всеобщее признание портреты членов императорской семьи многократно копировались как при жизни скульптора, так и в последующее время. Среди них: Бюст Петра I, Бюст Екатерины II, портрет цесаревича Николая Александровича и другие. А. К. Шпис предстает самобытным мастером-новатором в разработке скульптур с изображением детей. Перед нами скульптурные группы: «Играющие дети», «Урок». Детские образы, созданные мастером, не просто зарисовка миловидных сценок и портретов: согласуясь со вкусами своей августейшей заказчицы императрицы Марии Александровны, художник привлекает внимание к личности ребенка. Он демонстрирует, как пластическими средствами в искусстве фарфора можно раскрыть тему детства, возникшую в европейском обществе того времени.

Многие произведения на экспозиции представлены впервые. Среди них скульптуры «Иван да Марья» и «Мальчик-крестьянин», исполненные по моделям Александра Егоровича Тимашева (1818–1893). С момента своего создания (1744) Императорский фарфоровый завод имел опыт работы с приглашенными на контрактной основе художниками, однако сотрудничество с министром внутренних дел и одновременно скульптором-любителем А. Е. Тимашевым стало для предприятия важным и показательным.

В июле 1897 года на должность главного скульптора завода пришел Август Карлович Тимус Авторские произведения А. К. Тимуса явились достойными образцами фарфора своего времени, с успехом представлявшими лучшие достижения Императорского фарфорового завода. На выставке экспонируется: скульптурный портрет министра Императорского двора барона Владимира Борисовича Фредерикса; Медальоны с портретами императора Николая II и императрицы Александры Федоровны; Медальон к 300-летию Дома Романовых с портретами царя Михаила Федоровича и императора Николая II и другие. К наиболее самобытным и творческим разработкам Августа Тимуса принадлежат вазы и сосуды крупных форм, главным декоративным элементом которых становятся объемные, скульптурные композиции, прежде всего автор видел в них пластику, наслаждение белым фарфором, которое как нельзя более точно передавало эстетические запросы эпохи (ваза-кувшин «Сатир и нимфа»).

Находясь в должности главного скульптора, А. К. Тимус ратовал за реконструкцию и модернизацию скульптурной мастерской завода. В 1903 году ее устройство было усовершенствовано, Тимус добился и многих других положительных изменений, в том числе, улучшения условий труда заводских техников, скульпторов и мастеров. В 1904 году Августу Тимусу удалось внедрить в производство новый способ формовки большемерных скульптурных изделий. Своими масштабами эти произведения выходили за рамки понятия декоративная пластика малых форм, демонстрируя возросшие технические возможности производства и профессиональные навыки исполнителей.

С заводом сотрудничали приглашенные скульпторы и художники: Валентин Серов (1865–1911), Константин Сомов (1867–1944), Серафим Судьбинин (1867–1944), Артемий Обер (1843–1917), Мария Диллон (1858–1932), Адель Вернер (1865 – около 1930), Амандус Адамсон (1855–1929) и другие. Благодаря проектным работам белый цвет в эстетике фарфора стал восприниматься как естественный цвет, а не как отсутствие росписи. Во главу угла ставились яркие и нетривиальные художественные проекты, способствующие дальнейшему развитию фарфоровой скульптуры. С развитием технологий размер фарфоровой скульптуры значительно увеличивается, она приобретает большую монументальность, а от росписи мастера практически отказываются. Исключение составляют лишь серийные группы. Показательно, что и в этих программных сериях неизменно сохраняются композиции без росписи, и причина такого решения кроется в желании иметь возможность насладится именно материалом – фарфором.

0

Комментарии ()

    Другие новости