Для себя
В начале февраля в одном из новых ресторанов в центре Петербурга открылась выставка победителя премии «ТОП-50. Самые знаменитые люди Петербурга» Юрия Молодковца. Свой художественный проект «главный фотограф Эрмитажа» (а этот негласный титул Юрий Алексеевич по праву носит уже давно) представил на открытии заведения.
По словам самого автора, эта выставка – не просто «союз стекла и фарфора», она напоминает каждому из нас о детстве, о счастье и хрупкости этих понятий. Найденные на блошином рынке елочные игрушки в виде овощей и фруктов, размещенные на блюдах дореволюционного и советского времени, превратились в натюрморты-обманки, отсылающие зрителей к живописи великих голландских мастеров натюрморта XVII века. И эти произведения современного искусства продолжают источать «молекулы радости и счастья», заложенные «великой эпохой».
«Художник должен увидеть смысл в обыденном»
Юрий Молодковец – личность известная, для Северной столицы значимая, практически легендарная. Будучи фотографом-художником Государственного Эрмитажа, он ведет Instagram-аккаунт музея, который является самым большим в России, самым красивым в мире и образцом для подражания (@hermitage_ museum,). А рубрика «Солнце в музее» стала ежедневной утренней «прививкой радости и счастья» для подписчиков. Еще немного времени – и на просторах интернета появится эрмитажный Тик-Ток. Молодковец занимается преподавательской и выставочной деятельностью, а самое главное – никогда не останавливается в своих творческих поисках.
Сегодня мы беседуем с Юрием Алексеевичем о его текущих и новых проектах, творческих планах вне Эрмитажа и, конечно, о смысле жизни.
– Юрий, над чем вы сейчас работаете вне музея?
– Меня в последнее время занимают сразу несколько историй, причем я работаю над ними параллельно. Одна из них называется «CHE-проект» или «ЧЕ-project», связанный с самой тиражируемой в мире фотографией. Речь идет о портрете Че Гевары, команданте кубинской революции (знаменитое фото «Героический партизан», Alberto Korda, 1960). Революционный образ, практически икона борца с капитализмом быстро перекочевала в мир рекламы и сувениров, на футболки, кружки, бейсболки и значки.
– И на какую мысль это навело вас как художника?
– Если вдуматься в ситуацию, то фотопортрет революционера превратился в символ потребительства, товар, на производстве которого нажили состояние многие из тех, против кого боролся сам команданте. Цивилизация потребления не задумываясь использует и поощряет тиражирование символа собственного уничтожения! Представьте себе обывателя, который попивает пиво в футболке с изображением Че, натянутой на пивное брюшко, которое искажает даже пропорции лица пламенного борца за идеалы свободы, равенства и братства… Это, на мой взгляд, воплощение современного абсурда, который мне захотелось довести до высшей точки.
– И как вы это делаете?
– Первое – я тиражирую знаменитое фото, попавшее во все учебники для фотографов, то есть я увеличиваю количество Че в реальном мире.
Второе – я наношу это изображение на разные предметы, но при этом создаю не сувениры, а Искусство! Я создаю Красоту, которая, как мы помним, и спасет мир! В моем проекте участвуют предметы-сущности, которые я нахожу и покупаю на блошином рынке Петербурга, знаменитой «Уделке».
И это многочастный проект. Первая его глава – это изображение революционера на… жостовских подносах. Для нанесения портрета на поверхность я использовал особую трафаретную технику. И в результате каждый объект – это абсолютно непредсказуемый художественный результат, поскольку оригинальная декоративная живопись первоосновы в этом творческом процессе тоже участвует. В моем творческом пространстве – а это галерея «Жил и работал» – выставка была представлена совсем недавно, в декабре прошлого – начале нынешнего года и имела успех.
Подобные артефакты могут стать знаковыми элементами дизайна любого пространства, как личного, так и общественного.
Вторая часть проекта – «Че-project» – связана с совмещением образа героя революции с приземленными предметами бытовой утвари. Портрет команданте переносится на стиральные доски, опять же на объекты быта нашего недавнего прошлого. Особенности дизайна этого «холста» дают другой художественный эффект и наполняются новыми смыслами.
– Какими, например?
– Например, мысль о том, что жизнь и время перерабатывают и перемалывают все что угодно, включая революционные идеи. И только искусство вечно.
На блошином рынке мысли подобного рода посещают меня очень часто. И, наверное, благодаря этим мыслям родился еще один мой художественный проект, который я развиваю в своем Инстаграме под хэштегом #vanitas. Он отсылает нас все к тому же золотому веку голландской живописи.
Теперь мои натюрморты напоминают зрителям о бренности всего сущего, о суете сует, о постоянном присутствии тления и смерти, какое бы изобилие и роскошь нас не окружали. Главным посланием голландских и моих натюрмортов была и есть мысль о том, что никто не знает своего часа, и поэтому «жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». И на вечный русский вопрос «Что делать?», есть мой честный и искрений ответ — «трудиться и молиться».
– Что является материалом для этого проекта?
– Я просто фотографирую разложенные на развалах вещи. Это абсолютно документальная съемка. Натюрморты создают продавцы, а я только нахожу в них послания, наполненные тонкими и важными смыслами, и конечно, Красотой и Гармонией. И просто передаю их вам.
Все эти мои работы сейчас доступны онлайн на @yury_ molodkovets, но скоро появится и ослепительное арт-издание. Подробности в реальной жизни.
– Желаем вам успеха в ваших начинаниях!
– Большое ЧЕловеческое спасибо.
Комментарии ()