Для себя
Автор: Светлана БОДНАР, экономист
Можно не писать никаких планов, просто идти своим путем, набивать шишки, наступать на грабли, работать в формате «на коленке» и таким образом, в конечном итоге, разобраться в том, как создавать, запускать и масштабировать бизнес. Способ достаточно эффективный, но дорогой, болезненный, и максимально непрофессиональный.
Каждый проект должен начинаться с написания специалистами бизнес-плана — документа или руководства, которое описывает идею проекта, цели и механизмы их реализации.
БИЗНЕС-ПЛАН — ЭТО ИДЕИ ПРОЕКТА, ЦЕЛИ И МЕХАНИЗМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Возникает важный вопрос – имеет ли смысл писать бизнес-план ДО запуска проекта или же ВО ВРЕМЯ запуска проекта?
Первая ситуация — весьма жизненная и рабочая, когда бизнес-план пишется по мере реализации проекта для определения главной стратегической линии развития бизнеса. Ну, например, вы образно понимаете, в какую нишу собираетесь заходить, какая у нас целевая аудитория и т.п. И вот начинается подбор помещения, поиск персонала… Процессы написания бизнес-плана и подготовки проекта к запуску будут идти параллельно, и закончится написание бизнес-плана в момент запуска проекта. Расчеты в таком бизнес-плане будут максимально реалистичными — инвестиции, определение точки безубыточности, маркетинговый анализ, целевая аудитория и т.д.
Вторая ситуация — написание бизнес-плана до запуска проекта. Зачастую такой вариант используется для привлечения внешнего финансирования. Финансирование может быть долговым, то есть кредиты и займы под проценты (доступно, как правило, более зрелому бизнесу), акционерным — доля компании в обмен на инвестиции, или безвозвратным (гранты, субсидии).
Основная задача бизнес-плана в таком случае – взять деньги у инвесторов и доказать, что они будут использованы рационально. И не имеет значения, понадобится ли вам в будущем возвращать кредит, или деньги вам даны безвозвратно. Для переговоров с потенциальными инвесторами понадобится серьезная подготовка. Вы должны представить вашу идею максимально структурированно, весомо и убедить инвесторов в привлекательности проекта. Ваша работа должна обладать некоторыми характеристиками:
• Необходимо соблюдать логичность, четкость и оправданность каждого действия.
• Доходы, расходы, инвестиции должны быть прописаны максимально в деталях.
• Должны быть идентифицированы ниша, в которой вы предполагаете работать, целевая аудитория, максимальное количество персонала, характеристики помещения и т.п.
• Не стоит акцентировать внимание на рисках, обязательна уверенная подача материала, т.к. вложение средств для любого инвестора — это размещение свободного капитала для извлечения прибыли.
• Виды бизнес-планов будут отличаться по масштабу, по области описываемой деятельности, по глубине анализа и другим характеристикам, т.к. всякое дело различно по своей сути и подходу, и в каждой сфере бизнеса существует много секретов, советов и рекомендаций.
Итак, какие же основные задачи начинающего бизнеса помогает решить бизнес-план:
• задача «внутренняя» — определение главной стратегической линии развития бизнеса. После запуска проекта будет использоваться основателями бизнеса в качестве ориентира и сравнения с показателями текущей деятельности.
• задача «внешняя» — привлечение финансирования из внешних источников. Грамотно составленный бизнес-план, несомненно, будет основным документом для достижения успеха.
В целом, привлечение финансирования в компанию — процесс, который требует времени и усилий от основателей бизнеса и их команды.
Светлана БОДНАР, экономист
Тел.+7-921-787-56-26
vk.com/id23811396
Комментарии ()