Гость номера

Просмотров 4830

Сказочные миры Лады Меркуловой

Сказочные миры Лады Меркуловой

Лада Меркулова  ­ замечательный колорист с превосходным чувством цвета. Ее работы колористичны и психологичны. Они не перегружены персонажами. Напротив ­  она берет одно – два действующих лица и через их эмоции пытается общаться со зрителями, вынося для обсуждения внутричеловеческие размышления 
о любви, мечте, стремлениях…

Ольга Петрова,
искусствовед ГМИИ им. А.С. Пушкина

Интервью
Виктория Счастливая

Мечтательная задумчивость, неспешное созерцание, философские размышления – такие чувства охватывают тех, кто впервые видит работы московской художницы Лады Меркуловой. 

В канун Нового года и Рождества, в Государственном литературном музее (г. Москва), в отделе «Музей Серебряного века» 2 декабря открылась двойная выставка:  авторской куклы «Серебряный век. Время и куклы» и живописи Лады Меркуловой «Навстречу мечте». Посетить экспозиции можно до 2 января 2017 года. Нам удалось встретиться и побеседовать с Ладой Меркуловой незадолго до этого события.

– Лада, расскажите, пожалуйста, о проекте, какая основная идея выставки?

– Идея заложена в самом названии – «Навстречу мечте». А мечты, как известно, бывают разные. Люди мечтали и мечтают во все времена: кто-то об удачной охоте, кто-то – о полете на воздушном шаре… К сожалению, с возрастом наши мечты становятся, быть может, не такие амбициозные, их становится меньше. А так хочется, чтобы они сбывались! Поэтому нужно оставаться верным своим мечтаниям, и тогда обязательно все должно получиться. В общем-то – выставка об этом.

– Насколько я знаю, Вы много лет проработали в пресс-службе у Юрия Башмета?

– Да, действительно, я шесть лет являлась руководителем пресс-службы у Юрия Абрамовича Башмета. Это поистине великий музыкант, со своей орбитой, по которой он и движется. Я, конечно, очень благодарна судьбе, что мне посчастливилось работать в его команде. Но жизнь ведь не стоит на месте. Я получила музыкальное образование, имею неоконченное художественное и всю свою жизнь, с 7 лет занималась творчеством профессионально. Были и научные работы по истории музыки, и на каком-то этапе меня увлекла профессиональная журналистика, потом работа в пресс-службе… Но что интересно, все это время я не прекращала рисовать. Мои картины продавались, некоторые я сама дарила своим близким друзьям, но со временем художественное и музыкальное образование стали все чаще напоминать о себе и все чаще я стала задумываться – а той ли я дорогой иду? И, как обычно, случается в такие поворотные моменты,  однажды ко мне в гости зашла моя подруга – искусствовед ГМИИ им. А.С. Пушкина, Ольга Петрова. Так уж вышло, что из-за напряженного ритма жизни мы редко ходили друг к другу в гости, все больше встречались в кафе. А тут она оказалась у меня дома, посмотрела своим профессиональным взглядом на мои работы, и четко так определила: «Тебе нужно делать выставку и идти в этом направлении. Почему ты не выставляешься до сих пор?! Почему творчество вдруг оказалось уже не на первом плане в твоей жизни?» И я подумала: «А действительно – почему?». Внутренний зов – это такое интересное, и вместе с тем  – сильное чувство, что ты уже не можешь с этим ничего поделать. Так я вернулась в творчество. Ольга (человек, художественному чутью и вкусу которого я полностью доверяю) любезно согласилась стать куратором моей выставки «Навстречу мечте» и  отобрала 15  работ для экспозиции.

– Как  определяется стиль, в котором Вы работаете?

– Искусствоведы определяют его как  неосимволизм. Он по духу, по образам воплощения, по технике исполнения очень перекликается с направлением «символизм», который был так популярен в начале ХХ века, в эпоху «Серебряного века». Мне и самой очень близка поэзия того периода, и именно направления «символизм». Очень люблю стихи Поля Верлена, Александра Блока, Валерия Брюсова, Константина Бальмонта…  Еще мне очень интересна личность Микалоюса Чюрлениса, он видел удивительные образы, слышал гармонию Космоса.

– Только символизм Вам близок по духу?

– Нет, конечно. Импрессионизм тоже очень люблю, в музыке это Дебюсси, Равель, Скрябин, ранний Стравинский, а в живописи – Моне, ранний Пикассо, из постимпрессионистов Ван Гог. 

– А из старых мастеров?

– Леонардо да Винчи! Я преклоняюсь перед его глубокими познаниями, широчайшим кругозором! Как известно, он оставил после себя множество научных работ, записей и руководств по механике, инженерии, и, конечно, – по живописи. Многие из этих документов переведены на русский язык. А знаете, ведь у него есть еще и предсказания! И даже басни! Я периодически перечитываю его мудрые высказывания и мне это помогает.

– Может, процитируете что-нибудь из особенно запомнившегося?

– Вот, например, одно из его мудрых высказываний: «Многие люди будут добиваться того, чего больше всего боятся, то есть они будут нуждаться, чтобы не попасть в нужду». Правда, здорово сказано? А еще меня всегда поражало такое его предсказание: «Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать», – Представляете, как точно?! Это ведь говорил человек, живший в XV-XVI веках. Когда люди и письма-то не особенно писали друг другу, какой уж там телефон или интернет со скайпом?! Это был мудрейший человек, к тому же с прекрасным чувством юмора. Вот, например, с каким остроумием он описал утренние настроения, которые очень часто нас одолевают: «Сказали одному человеку, что пора вставать с постели, ибо уже солнце взошло, а тот ответил: Ежели бы мне надобно было совершить такой путь и столько дел, как ему, я давно бы уже встал, но так как мне предстоит очень малый путь, то и не хочется мне еще вставать».

– Кстати, о Солнце. На одной из Ваших работ под названием «Вечерние поцелуи Солнца», оно изображено в виде девы с длинными волосами. Чем вызвано такое сравнение?

– Эта одна из моих любимых работ. Удивительно, но я часто слышу реплики, типа «Ой, а тут Солнце – девушка». Почему-то так у нас сложилось, что Солнце должно быть обязательно или среднего рода (оно), или мужского. Виноваты, наверное, правописание и правила  русского языка. Хотя, если внимательней посмотреть на Солнце с его свечением – на то, как разливаются его вечерние или утренние лучи, можно многое увидеть. Сюжет этой работы родился в ноябре 2015 года, когда я летела в самолете из Москвы в Сочи и имела счастье наблюдать в небе закатное Солнце, как оно буквально играло лучами по поверхности Земли. И я вдруг почувствовала, какие мы все-таки маленькие в масштабах Космоса, и каким истинным космическим величием наделена Земля, но  в то же время, как она сильно зависима от Солнца.  У меня родился стих, который и лег потом в основу этой живописной работы: «Однажды я – свидетель того, как звучат Закаты на горизонте Земли, где Земля с Небом встречается, целуется и горизонтом общается… 
А Космос – свидетель молчаливый этого союза вечного – Закатного солнца, что Гордым Звездным светом своим играя, Хрупкую Землю разукрашивать не устает …
И в знак ответной любви своей, горизонтами Земля отвечает нежно и страстно ...
Минуту – другую – и в тумане любовь исчезает небесная… 
Лишь вспыхнув, тает в тумане Космическом синем, холодном… 
Любови Солнца и Земли – вечный Космос свидетель… 
И так каждый вечер Солнце нежно ласкает задумчивую Землю… 
Миллионы лет напролет ...»

– У Вас  на выставке есть еще одна явно космическая работа.

– «Лунного Пьерро» имеете в виду?

–  Да. Расскажите, пожалуйста, о нем.

– Это волшебный персонаж. К нему тоже есть небольшой белый стих: «И вот когда самые чистые и сокровенные мечты достигают Космоса, их собирает Лунный Пьерро. Внимательно вглядываясь в их чистые грани, он дает им жизнь...  Путь в космос нелегкий, и не все мечты сильны и могут добраться до своей цели».

– После Москвы отправится ли эта выставка куда-нибудь в другой город?

– После Музея выставка переместится в один из залов Подмосковья, затем поедет в Ригу, потом … (пока не скажу, куда потом, так как ведутся переговоры, но точно что-то из стран интересное выберем – где именно экспозицию развернуть). А пока идет выставка, я буду продолжать писать работы на эту и другие темы.

– Что бы Вы пожелали нашим читателям?

– Не предавать свою мечту. Быть ей верным и верить. И тогда мечта не подведет, все сбудется и все исполнится. Только важно помнить, что мечта – это все-таки нечто возвышенное, не приземленное. Вот, к примеру, – «Иметь побольше денег» – это не мечта. Это проза жизни. А мечта – это то, что нужно именно душе. И тогда, если своей душе, своей мечте быть верным, то все приложится и все будет хорошо.   

 НАША СПРАВКА

 Мир художественных образов картин Лады Меркуловой богат и разнообразен. Более того – он одновременно еще и музыкален. Получив азы рисования в художественных школах Санкт­Петербурга (тогда еще ­ Ленинграда) и Москвы (московская школа искусств №3),  она продолжала рисовать, параллельно занимаясь в музыкальной школе.

В результате, когда встал выбор профессии, Лада после долгих колебаний выбрала музыку, поступив в Московский государственный педагогический институт (МГПИ) им. В.И. Ленина на музыкально­педагогический факультет совмещая это с занятиями на художественном факультете того же института. А потом продолжила музыкальное  образование на  фортепианном факультете Российской академии музыки (класс проф. А.Г. Севидова), затем была стажировка в Московской консерватории им. П.И. Чайковского и научная работа о музыке западноевропейских танцев эпохи Средневековья и Возрождения  в московской консерватории, под руководством проф. М.А. Сапонова.

Но все это время она не бросала занятия живописью. Имея незаконченное художественное образование, Лада, шлифуя свое мастерство как музыканта, продолжала заниматься частным образом с  известными художниками­живописцами, оттачивала свои умения и навыки рисовальщика. В результате, после долгих исканий и мучительных сомнений, Лада Меркулова нашла свой стиль и свои  образы в живописи.

Стилисты:
Наталья Морозова и Татьяна Елисеева

Фотограф: Ольга Туровцева

Автор фото:
Алексей Молчановский

 

0

Комментарии ()

    Другие статьи