Гость номера
Актриса театра и кино Ольга Редько — о вдохновении, нелюбимом черном и пока не покоренных высотах.
Интервью: Олена НИКИТИНА, Фото: Ольга ФИЛОНОВА
Ольга Редько 2003 — 2014 —
ведущая актриса кемеровского Театра для детей и молодёжи
С 2006-го — преподаватель
актёрского мастерства и сценической речи
2014 — 2015 — ведущая шоу «Утро на троих»
на радиостанции «Серебряный дождь Кемерово»
С 2015 Ольга живёт в Москве, актриса кино занята в сериалах
для каналов «Россия», «1 канал», ТНТ, СТС, ТВ-3
— Вы родились в Сибири. Как считаете, насколько место рождения определяет судьбу и характер?
— Считаю, что нисколько не определяет. Кроме говора (смеется). Семья влияет. Насколько тебя уважали в детстве, насколько научили уважать других, например. Хотя, комплекс провинциалки очень мешал мне первое время в столице. Пока я не поняла, что не уступаю московским коллегам.
— Москва слезам не верит. Пришлось проверить это на себе?
— Ой, ну а кто верит? Можно подумать, раньше кто-то нянчился со мной, водил за руку… Я помню, как плакала первое время на улицах, потому что стояла на остановке и не могла уехать. У меня зрение плохое, пока я разгляжу, куда маршрутка идёт, она уже уезжала.
— Семья и творчество — как они сочетаются?
— У меня — плохо. Полтора десятка лет жила со всепоглощающим чувством вины перед сыном за всё недополученное. А сейчас, когда он совсем уже взрослый, умница, большой мой друг и теперь уже поддержка, думаю — а может так и правильно? Когда мама увлечена, когда у неё есть дело жизни, когда ей интересна и своя жизнь. Вдруг именно у таких мам вырастают классные парни? Ну или мне просто повезло.
— В чем ваш источник вдохновения?
— Актёрская профессия сама про то, чтобы вдохновлять других, отдавать. Вот и я счастлива, когда отдаю, в этом мой источник.
— Кино или театр?
— Сейчас кино. Потому что его пока в моей жизни было меньше. Я люблю театр, ощущение единения с залом, с живыми людьми, когда ты слышишь, как они замирают, как перестают дышать вместе с тобой или, наоборот, как смеются и плачут, это непередаваемое чувство, как наркотик, без которого потом трудно. Но у меня счастливая театральная судьба, я переиграла много больших и малых ролей, в моём репертуаре авторы, о которых не каждый даже слышал, не говоря о классике. Мне была очень благодарна публика, и это ценно, это хранишь всю жизнь.
В этом смысле театр и радио очень похожи. У тебя живой разговор с живыми людьми, здесь и сейчас. Без права на ошибку. На радио даже жёстче — из зрительного зала редко кто решается уйти посреди спектакля, а на радио потерять слушателя можно в один момент, он просто сменит волну.
Кино же пока не покорилось, во всяком случае, так, как хотелось бы, и потому интереснее. Способ существования другой. Да, в отличие от театра, есть дубли, но и нельзя свериться со зрителем, реакции же нет. Ты и камера. И только ты отвечаешь, что в итоге будет в кадре.
— А в жизни вы играете?
— Вопрос, играю ли я в жизни, мой любимый. Люди, спрашивающие: «Откуда я знаю, что ты не обманываешь, ты же актриса», встречаются гораздо чаще, чем продюсеры или гонорары. Я очень долго реагировала болезненно, начинала горячо убеждать, что актёры и на сцене не играют, не притворяются. А теперь перестала. И придумала ответы на все случаи жизни, при любом знакомстве. Например: откуда я знаю, что ты меня не разберёшь, ты же инженер.
— Автомобиль — средство передвижения или роскошь?
В Москве роскошь, честное слово. Даже нет, пережиток. С ним больше проблем, чем комфорта. Выматывающие пробки, проблемы с парковкой. Без него проще, гораздо удобнее время от времени пользоваться каршерингом. Но всё это в пределах сети метро. Чуть отъезжаешь в Подмосковье и без автомобиля уже не обойтись.
— А мода — важная часть вашей жизни?
— Я за ней совершенно не слежу, даже не знаю, как сейчас это делается, где. Через Инстаграм? Я думаю, после 35 никто не следит за модой, все понимают, что всё новое — старое… И даже не хорошо забытое, а вот же, буквально недавно носила то же самое. Я одеваюсь удобно. Часто из-за этого возникают проблемы — вся одежда у меня повседневная, чтобы весь день провести на ногах. Я ведь всё время передвигаюсь. И когда нужно выйти в свет, оказывается, что даже пары туфель на каблуках нет, не говоря уже о приличествующем платье. Спасает, как правило, белая рубашка. Лайфхак — с белой рубашкой любой наряд становится праздничным (смеется).
И в моём гардеробе нет ни одной чёрной вещи, совсем, даже обуви. Так что и с классическим маленьким чёрным платьем я тоже позади планеты всей.
— А как вы относитесь к путешествиям?
— Я тут поняла про себя две вещи: мне нигде не скучно наедине с собой и путешествую я скорее ради людей, чем ради мест. Вот такой парадокс. Часто я вижу, что люди куда-то летят, едут, бегут и т.д., потому что убегают от себя, им кажется, что вот там, где-то далеко, всё изменится, будет лучше. Что другие люди, неважно кто, заполнят пустоту. А я знаю, что нет, никакие архитектурные или природные красоты это не изменят. И если сейчас мне плохо, то я лучше дома на диване полежу, прислушаюсь к себе.
А вот с любимыми людьми люблю путешествовать. И тогда совсем неважно, куда и почти неважно как. Можно и тюленить, и взбираться куда-нибудь, и бежать по улицам, хохоча, потому что последний теплоход отходит через 10 минут. Во мне вот странным образом сочетаются интроверт и социофил.
— Время — друг или враг? Насколько возраст важен для актрисы, для женщины и вообще человека?
— Конечно, на этот вопрос нет однозначного ответа. Опыт — это прекрасно, в том числе, в актёрской профессии. Но если опытный, например, инженер всё же рискует перестать развиваться, начинает полагаться на отработанные методики, то инструмент актёра — его психика, которая развивается с возрастом, даже если мы ничего специально для этого не делаем. Правда, не всегда это развитие «хорошее» в общечеловеческом смысле, многие с возрастом становятся невыносимы, но для актёра важна любая краска. И чем они тоньше, чем их набор больше, тем лучше. Но, безусловно, больших интересных ролей для женщин после 40 гораздо меньше, чем для молодых.
Что касается возраста женщины в принципе… Ох, непростая это тема в нашей стране. Недавно с приятельницами хохотали над рекламой, предлагающей стать сексуальной после 40. По мнению авторов, это практически невозможно. В кино, кстати, такое отношение тоже заметно. Героине 60? Возьмём 30-летнюю девочку и забелим прядь. У нас страх старости, даже зрелости. Мы ещё не привыкли, что она бывает красивой, эротичной. Меня часто утверждают на роли 45-50-летних героинь по анкете, то есть просто смотрят возраст. И всегда это какие-нибудь тётки, обрюзгшие, некрасивые. А потом я приезжаю, и режиссёр говорит: «И что мне делать с вами? Вам максимум 30».
Но это отношение меняется, пусть и медленно. Иметь мужа лет на 10 младше перестало быть прерогативой звёзд, много красивых, умных, избавившихся от тараканов юности женщин не хотят тратить время на инфантильных сверстников, компенсирующих собственный страх старости сексом с молоденькими девочками. Думаю, со временем все перекосы уйдут, и всё встанет на свои места. К моим 80 как раз (смеется).
А чем заняты сейчас?
Кроме эпизодов в различных сериалах, прямо сейчас запускается проект неизвестного пока режиссёра, выпускника В.И. Хотиненко. Фильм, кстати, где моя героиня — взрослая, властная жена молодого дарования. Больше пока не расскажу, но такие проекты очень люблю. Это всегда творчество, вы с режиссёром проводите кучу времени, копаясь в тонкостях, разбирая «по косточкам» отношения героев — мотивацию, подтексты. И чем больше ты это делаешь, чем глубже копаешь, тем объёмнее становится роль, тем понятнее зрителю даже самые мелкие детали.
— Как думаете, звёздность — это неизбежно, или можно остаться простым при бешеной популярности?
— Можно, разумеется, и я знаю таких артистов. Первые же съёмки в Москве случились у меня с прекрасной Натальей Бочкарёвой, Дашей Букиной всея Руси. Умница, очень ироничная и большой профессионал.
Недавно снималась с Константином Хабенским. Он приехал на площадку с других съёмок, явно был вымотан и ошибался: то текст неточно произнесёт, то пройдёт не там, где указал оператор. После каждого неудачного дубля извинялся передо мной, хотя я в сравнении с ним — мелкая сошка, у меня и эпизод-то был крохотный. И потом с площадки я уезжала первая, они ещё оставались снимать, и Константин сам подошёл ко мне попрощаться и поблагодарить за работу.
Летом несколько съёмочных дней провела с Сергеем Буруновым. Помните знаменитые на весь интернет ролики с его участием? Он там очень эмоционально, искренне разносит кого-нибудь — власть, молодое поколение. Вот он и на площадке так себя ведёт. Теперь даже подозреваю, что ролики документальные.
Есть те, кто поддерживает имидж звезды — не общается с актёрами «помельче», суров с гримёрами и реквизиторами. Но и такое поведение я могу понять: представляете, сколько желающих «подружиться»?
Самые звездные обычно сквозные актёры какого-нибудь не самого лучшего сериала. Те, кто годами снимается только в нём. Вот они обычно на площадке изображают суперзвёзд.
— На что можно пойти ради идеальной роли? А ради гонорара?
— Ради идеальной роли можно пойти на всё. Однажды меня топили в ванне, заполненной водой с пеной. И, так как дело проходило во сне, герой мечтал, как утопит свою жену, я, погружаясь в воду навзничь, должна была улыбаться в камеру. Всё то время, пока в нос затекала эта мыльная жижа.
Ради гонорара… Ну, всё же зависит от ситуации: если твоим детям нечего есть, это одно, а когда у тебя куча других проектов — другое. Как, впрочем, в любой профессии.
— Насколько то, где и как вы сейчас находитесь, совпадает с тем, что было запланировано?
— Я не строю планов — Бог смеётся над ними. И, честно говоря, не помню, о чём мечтала. Наверняка сейчас у меня есть гораздо больше, чем я смела предположить. А ошибки я и тогда видела, и сейчас замечаю. Непрерывная рефлексия — бич нашей профессии.
— Если бы у вас была возможность дать совет себе в юности...
— Я бы научила 16-летнюю Олю любить себя. Близко не подпускать тех, кто не достоин быть рядом, не размениваться, верить в себя, не слушать тех, кто эту веру разрушает. Показала бы, как много я, оказывается, могу.
— Вы счастливый человек?
— Да.
Блиц для актрисы
— Ваш любимый фильм, книга, город?
— У меня ничего не бывает любимого долго. Нет фильма, который бы я пересматривала, разве что хочу показать его близкому человеку, книги, которую перечитывала бы. Недавно поняла, что даже мест таких нет, в которые мне хотелось бы возвращаться. Есть только стабильно нелюбимое: гречневая каша, чёрный цвет и ноябрь.
— Как проведете ближайшие выходные?
— Один — в шумной, хохочущей компании любимых людей, а второй — дома с книжкой, отключив телефон и жалея себя. Осень — это страдание (смеётся).
— Боитесь темноты?
— Темноты не боюсь. Как и света.
— Черное или белое?
— Белое, конечно.
— Зима или лето?
— Лето.
— Хотите жить бесконечно?
— Жить бесконечно страшно. Умирать тоже страшно, поэтому не могу сказать, что жить бесконечно не попробовала бы, но наверняка выторговала бы себе возможность закончить это всё, если устану.
— Три слова о вас...
—… и они же секрет успеха: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь».
Комментарии ()