Гость номера
Текст: Оксана КРАПИВКО
Фото: Даниил РАБОВСКИЙ, из архива Фабио МАСТРАНДЖЕЛО
Глядя на Фабио Мастранджело, очень хочется задать сакраментальный вопрос: где же у него кнопка? В чем секрет его кипучей неуемной энергии? Все просто – когда человек занят любимым делом, ему не до уныния и депрессии. Вот уже 20 лет этот светловолосый уроженец Италии вносит свой весомый вклад в русскую музыкальную культуру, заражая своим энтузиазмом российскую аудиторию.
— Фабио, живя долгие годы в России, в чем вы до сих пор остаетесь непоколебимым итальянцем? Каким привычкам вы никогда не изменяете?
— Еда! Я как любил пасту, так и продолжаю любить. И с радостью отмечаю, что в России все больше и больше качественных итальянских ресторанов. Страдать не приходится (смеется). Ну и одежда. Она тоже до сих пор остается исключительно итальянской.
САМООТДАЧА НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ
— Как вы охарактеризуете свою манеру руководства?
— Думаю, что я очень демократичный руководитель. Но, тем не менее, люблю, чтобы в оркестре присутствовали дисциплина и порядок. И, конечно, ожидаю от всех членов команды самоотдачу на самом высоком уровне – так же, как я стараюсь делать это сам ежедневно и с каждым коллективом, с которым я работаю вне зависимости от географии, часового пояса или каких-либо иных факторов.
— Что вам ближе — фрак или толстовка? Что важнее — комфорт или соблюдение протокола?
— Мой собственный комфорт на самом деле очень сильно совпадает с протоколом. Здесь можно привести элементарный пример — одежда. Мой стиль в одежде очень часто совпадает с официальным дресс-кодом различных мероприятий, где мне приходится бывать. И мы все прекрасно знаем, что классика никогда не выходит из моды. Безусловно, когда ты в долгой дороге, как это часто бывает у гастролирующих музыкантов, ты наденешь джинсы вместо брюк или кроссовки/мокасины вместо туфель. Но это лишь 5–10 % от общего количества времени. Иными словами, толстовка для меня не является комфортом.
— Многие творческие люди говорят, что пандемия открыла для них новые горизонты. Удалось ли вам найти в себе новые таланты, начать развивать новые направления?
— Во время пандемии мне пришлось заниматься альтернативной лично для меня деятельностью – zoom-встречи, видеотрансляции и т.д. Отсутствие прямой связи с людьми создает определенные проблемы. То, что можно достичь путем харизмы и сильной личности, разбивается через экран. Поэтому пришлось стараться, чтобы сила передаваемых сообщений не терялась из-за используемого средства коммуникации. Было трудно не терять связь со своими музыкантами. Мы привыкли к нашим ежедневным встречам, совместному творчеству, гастролям… Поэтому некоторые из наших акций (онлайн-программы) были продуманы таким образом, чтобы эта ежедневная привычка встречаться на репетиции не терялась.
Не могу сказать, что это совсем новый горизонт, но за ту часть пандемии, когда мы все были закрыты на строгий карантин, я написал выпускную квалификационную работу в аспирантуре, которую заканчивал на тот момент. Скорее это было некое переключение деятельности, но оно все равно непрерывно было связано с музыкой, поскольку работа готовилась об опере Дж. Пуччини «Тоска».
— Где планируете встречать свой очередной день рождения?
— Не изменяя традициям, на сцене театра «Мюзик-Холл» вместе с моим симфоническим оркестром «Северная Симфония». Уже много лет подряд в этот день я выхожу на сцену и встречаю этот праздник в компании музыкантов моего оркестра, в компании моих друзей, среди которых — выдающиеся оперные певцы, солисты-инструменталисты, актеры и многие другие. Я всегда очень счастлив, когда они принимают приглашение принять участие в этом концерте, ведь их выступление – это лучший подарок для меня. Иногда, правда, графики могут не совпадать, и приглашение реализовывается не сразу, а через год-другой, но тем более ожидаема в таком случае встреча.
— Какие творческие проекты вы готовы реализовать в ближайшем будущем? Какие еще ждут своего воплощения?
— Среди ближайших проектов — максимальное расширение репертуара моего петербургского оркестра. Никогда не забываю о том, что русская музыка является чрезвычайно важной его составляющей.
Как вы знаете, в 2023 году по всей стране будет праздноваться юбилей гениального композитора Сергея Васильевича Рахманинова. И в моем концертном графике уже с начала этого концертного сезона, то есть уже сейчас, осенью 2022-го года, присутствуют многогранные проекты в разных городах России и с различными оркестрами, связанные с юбилеем Рахманинова. В итоге в течение 2023-го года я продирижирую все произведения, которые Сергей Васильевич написал для симфонического оркестра. Также в настоящий момент в разработке находится большой проект, связанный с этим же юбилеем, но здесь я, пожалуй, сохраню интригу и расскажу о нем чуть позже, когда будут достигнуты все согласования.
— Ваше последнее «географическое открытие»? Где удалось побывать эти летом?
— Если говорить о географическом открытии, где я побывал в качестве дирижера, то, наверное, в этом году это Тель-Авив. Очень разносторонний город, южный, теплый, в нем много молодежи. Жители города испытывают довольно искренний интерес к классической музыке. Очень разнообразная кухня. Конечно, Тель-Авив — это не тот город, где я стал бы жить, но приятно будет туда вернуться вновь.
— Как часто вам необходимо одиночество? Какие внутренние вопросы удается решить в такие моменты?
— Одиночество — это частое явление для гастролирующего музыканта. Дорога до города назначения и затем домой, время в отеле, которое ты проводишь в уединении после репетиций. И, поскольку это постоянное явление для музыкантов, мы больше всех знаем как с этим «бороться». Это время, когда у тебя появляется шанс почитать книги, посмотреть интересные документальные фильмы, послушать записи, сравнить интерпретации произведений. То, на что в обычном ритме жизни не всегда хватает времени. То есть это больше приходит на помощь, чем вызывает какие- то неудобства, дает время побыть с самим с собой.
– Что быстрее всего вас может вывести из равновесия?
— Отсутствие культуры вождения! Это явление, к сожалению, сплошь и рядом встречается на российских дорогах. Безусловно, бывают ситуации, когда водителю приходится идти поперек правил. Но я считаю, что если ты был вынужден создать неудобную для других участников движения ситуацию на дороге, извинись. Но наши водители не умеют извиняться. Второй момент, который может вывести меня из равновесия, когда музыканты повторяют одну и ту же ошибку несколько раз подряд.
— Что, по-вашему, делает вас уникальным как профессионала?
— Увлеченность своим делом и безграничная любовь к музыке. Никогда не устаю, когда я в музыке. В детстве мог заниматься за роялем по 10-12 часов, и мне не было скучно или неинтересно, я всегда был увлечен этим и полностью погружен в процесс. Сейчас то же самое касается и дирижирования.
У меня нет каких-либо препятствий в выражении своих эмоций во взаимоотношениях с музыкой. Я очень искренне отношусь к репетиционному процессу, не пытаюсь быть другим человеком, чем я есть в жизни.
— Как вы участвуете в поддержке экологических инициатив? Насколько это актуально в современном мире?
— Этот вопрос для меня очень важный. Моя жизнь связана с ним уже больше 30 лет. Когда я учился в Канаде, экологический вопрос был среди приоритетных среди местного населения. В том числе и поэтому я стал обращать на это много внимания. И я согласен со многими инициативами, среди которых, например, раздельный сбор мусора. С радостью отмечаю, что в России наконец-то тоже этот вопрос появился на повестке дня. Долгое время мне было странно, что отсутствовали специальные контейнеры, куда можно было выбрасывать старые батарейки. Сейчас же практически во всех микрорайонах города есть отдельные контейнеры не только для батареек, но и для пластика, стекла, бумаги и т.д. Считаю, что это важнейший шаг вперед для населения России, для общей жизни на планете. В одном из прошедших концертных сезонов мы с моим симфоническим оркестром «Северная Симфония» даже давали концерт на сцене театра «Мюзик-Холл» в поддержку экологической темы, который назывался «Музыканты за зеленую планету».
Желаю, чтобы такие инициативы преумножались, поскольку у нас начали обращать внимание на этот вопрос с некоторым опозданием. Но, как мы знаем, лучше позже, чем никогда.
— Какого музыканта вы никогда не примете на работу в свой оркестр?
— Музыканта, в игре которого отсутствует уважением к тексту, написанному композитором. То есть человека, который играет набор нот и не учитывает множество подробностей, которые указал в тексте композитор: нюансы, штрихи, характер и т.д. Ну и, конечно, музыканта, у которого имеются проблемы с интонацией.
— В чем заключается ваш драйв — движение жизни?
— Справедливость во всех аспектах жизни, правопорядок, умение выражать благодарность, и, конечно, преданность и любовь к людям и к своему призванию.
БЛИЦ-ОПРОС
Каша или яичница?
Яичница.
«Чай–собака–Пастернак» или «кофе–кошка–Мандельштам»?
Кофе-кошка-Мандельштам.
Утро или вечер?
Вечер.
Петергоф или Павловск?
Павловск.
Охота или рыбалка?
Рыбалка.
Щи или борщ?
Щи.
Любовь или свобода?
Любовь.
Бег или йога?
Бег.
Шелк или бархат?
Бархат.
Блондинка или брюнетка?
Брюнетка.
Круассан или чизкейк?
Круассан.
Комментарии ()