Гость номера
Текст: Виктория ЗАСЛАВСКАЯ Фото: из личного архива Ильгиза ФАЗУЛЗЯНОВА
Ильгиз Фазулзянов — единственный ювелир, дважды завоевавший гран-при международного конкурса International Jewellery Design Excellence Awards (2011/2013 годы). Работы прославленного мастера были представлены на престижных выставках по всему миру, дважды экспонировались в Алмазном фонде России и музее Московского Кремля.
История Ильгиза по-настоящему уникальна, ведь до этого в стенах Кремля современное ювелирное искусство не выставлялось. Также удивительно, что один самых прославленных ювелиров современности специально не учился этому ремеслу — все знания и навыки, которыми сегодня владеет этот ювелир-волшебник, он приобретал и совершенствовал самостоятельно.
— Ильгиз, расскажите, как Вы стали ювелиром. Какое образование Вы получили?
— Ювелиром я стал практически случайно: в 1991 году создавались кооперативы, и на базе Казанского моторостроительного завода решили возродить производство национальных украшений. Я устроился туда работать и был направлен на стажировку в Таджикистан. Стажировку пришлось прервать из-за политической обстановки внутри страны. Вернувшись в родной город, я неожиданно приобрел репутацию ювелира благодаря моей маме и вот тут начались мои первые начинания и опыты в ювелирном ремесле.В 1994 году я открыл ювелирную мастерскую в Национальном культурном центре «Казань», основной задачей которой поставил возрождение национальных традиций поволжских татар. Я начал изучать с помощью
специалистов искусствоведов методы и техники изготовления ювелирных предметов волжских булгар находящихся в фондах музея. Был пройден долгий путь, чтобы мои работы могли увидеть и были признаны специалистами во всем мире. С 2012 года изделия под
брендом Ilgiz F. уже были представлены в Париже, Женеве, Лондоне, Токио и Нью-Йорке.
ЧЕМПИОН ЧЕМПИОНОВ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА
— Когда Вы поняли, что ювелирное искусство — ваше призвание?
— Первая победа в 1994 году на Международном конкурсе исламских государств, проводимая ЮНЕСКО в Пакистане, дала мне понимание правильности выбора творческого пути. Ювелирное искусство стало с этого момента моим призванием, а после и предназначением.
— А когда Вы получили признание своего таланта?
— В 1996 году на салоне во Франции я представил первую коллекцию украшений с использованием горячей эмали. О моих работах писали многие французские издания, и именно там я получил признание как «Король эмали». За эти годы я изучил все возможные ювелирные техники, которые существуют в мире и теперь могу соединять их в своих работах, чтобы делать их неповторимыми. Мои работы были удостоены гран-при на Междуна- родной ювелирной выставке Internetional Jewellery Design Excellence Award в Гонконге и звание «Чемпион Чемпионов».
— Какие работы принесли Вам эти награды?
— В 2011 году моим талисманом стал подвес «Снегири». Я стал первым российским дизайнером-ювелиром, который не только принял участие в престижнейшем конкурсе International Jewellery Design Excellence Award, но еще и получил главный приз конкурса, где участвовало 162 мастера со всего мира. Этот успех я смог повторить в 2013 году, получив высшую награду за комплект «Затмение», с ограненными темными таитянскими жемчужинами. Два раза подряд получить Гран-при еще не удавалось ни одному дизайнеру-ювелиру и это был успех не только мой, но и России.
— Можете назвать сумму Вашего первого заработка в качестве ювелира?
— Первый свой гонорар я получил за изделия выполненных в стиле булгарских татар, которые я специально изготовил для Международного конгресса татар, проводимый в 1994 году в г.Казани. Тогда я был начинающим ювелиром, и для меня это было первым финансовым успехом. 90-е годы были нелегкими, и каждый успех был результатом, дающим надежду. Переезд в Москву в 2001 году стал для меня новой страницей моего творческого пути.
— Расскажите о вашей персональной выставке в Кремле.
— Это можно сравнить только с полетом в космос. Выставка «Ilgiz F. Драгоценности, вдохновленные природой» состоялась в 2016 году в Музее Московского Кремля в здании Успенской звонницы. Это уже уникальный случай, когда музей такого уровня захотел сделать выставку современного и ныне живущего мастера.
— В каких музеях сегодня можно увидеть Ваши работы?
— Мои работы уже находятся в фондах Музеев Московского Кремля, музее Изобразительных искусств и Национального музея Республики Татарстан, в музее Van Cleef & Arpels в Париже, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Кроме того, с 2009 года мои работы принимают на торги аукционные дома Christie’s (Лондон) и Bonhams (Нью-Йорк).
— Расскажите о ближайших творческих планах.
— В мае мы открыли выставку «Пробуждение» в Петергофе. Еще одна экспозиция планируется в августе в залах музея Фаберже на Фонтанке. Она будет посвящена теме трансформации, превращения, и одним из ее главных мотивов станет бабочка.
«Пробуждение» — это мгновение природы, запечатленное в миниатюрном ювелирном предмете. А каждое произведение — записки души художника в визуальном предмете, в котором есть линия, слово и мысль. Пробуждение должно быть не только в природе, но и в сознании людей. Предлагаю сконцентрировать свое внимание на прекрасных мгновениях, которые мы порой не замечаем»
— Вас называют «чемпионом по эмалям». Расскажите подробнее о Вашем авторском подходе.
— Я с самого начала своего пути нарушал и нарушаю все техники ювелирного ремесла и возможно, именно отсутствие профильного ювелирного образования способствовало тому, что я не боялся ошибок и придумывал свои собственные приемы. Зато сегодня я использую рекордно малую толщину металла в витражной эмали, всего 1 мм, тогда как в классических памятниках ар-нуво — не меньше 2,5 мм. В моем арсенале – более 100 цветов эмали (против 20 общепринятых у большинства мастеров). А обжиг эмали я делаю при температуре +950° C (при стандартной +750-800°)– это позволяет ей буквально спечься с золотом в одно целое. Это противоречит всем канонам и правилам ювелирного мастерства, но это работает.
— Расскажите о Вашем ноу-хау – огранке жемчуга.
— Огранка жемчуга стала еще одним нашим авторским открытием, до этого в таком исполнении ее не практиковал никто. Я часто использую в своих изделиях граненый жемчуг, поскольку он сочетает в себе природную красоту и талант огранщика. Первые жемчужины для коллекции, которую мы представили в Лос-Анжелесе, огранил мастер экстра-класса с мировым именем Виктор Тузлуков.
— Сколько у Вас помощников?
— В 2004 году у меня появился первый помощник, а к 2006 году в мастерской работали уже три ювелира. При этом наша маленькая мастерская изготавливала около 1300 предметов в год, и наш стенд на выставках был сравним с коллекциями больших компаний.
— С какими брендами Вы сотрудничаете?
— С 2014 года сотрудничаю со швейцарской часовой компанией Bovet, где моему авторству принадлежат уникальные циферблаты с тончайшими миниатюрами в технике горячей эмали для лимитированной мужской коллекции Amadeo Fleurier 43 Rider of the Apocalypse с изображениями всадников Апокалипсиса для четырех моделей мужских часов, и декор циферблатов с изображениями вдохновленными природой для моделей женских часов Amadeo Fleurier 39 mm. Произведения исполнены в смешанной технике горячей ювелирной эмали, живописной миниатюры на эмали и инкрустации бриллиантами.
— Повторяете ли вы свои изделия?
— Все мои работы уникальны тем, что они выполнены в единственном экземпляре. Отливок и слепков с авторских работ я не делаю, и если приходится повторять какое-то украшение, то я вношу авторские изменения. Да и в технике горячей эмали повторить цвет практически невозможно, если это сложные сочетания цветов эмали.
— Как бы Вы описали свой вклад в ювелирное искусство?
— Ювелирное искусство самое древнее и самое до конца не раскрытое. В нем сконцентрированы все открытия, все технологии, существовавшие на определенный период времени. Здесь и металлургия, и физика, и химия, и математика, и архитектура, и конструирование. Собрать всё это воедино и создать уникальное произведение не так просто. Одних знаний ремесла не достаточно. Я в постоянном поиске формулы, которая позволит мастерам будущего создавать настоящие произведения ювелирного искусства и я уже, как мне кажется, уже близок к этому.
Выставка «Пробуждение» открыта в Петергофе с 1 мая по 28 июля; 100 произведений ювелирного искусства Ильгиза Фазулзянова представлены в Большой Оранжерее.
БЛИЦ-ОПРОС
Вечер или утро?
Утро
Собака или кошка?
Собака
Покой или действие?
Действие
Море или горы?
Горы
Самолет или поезд?
Самолет
Десерт или аперитив?
Аперитив
Полоска или клетка?
Клетка
Цвет или линия?
Цвет
Москва или Петербург?
Москва
Комментарии ()