Гость номера
Интервью
Ирина Малёнкина
Посетив Италию, невозможно не послушать величественную органную музыку.
Ведь она, как и сама Италия, наполнена светом, красками и самыми невероятными ощущениями.
О том, как рождаются эти великолепные по своей красоте и звучанию инструменты, нам попытался рассказать человек редкой специальности – интонировщик и настройщик духовых органов, представитель компании «Fratelli Ruffatti» Евгений Арнаутов.
– Евгений, известно, что во всем мире людей, владеющих Вашей профессией меньше, чем космонавтов. Где обучают такой специальности?
– Мой педагог – один из братьев Руффатти (от авт.: основатели компании «Fratelli Ruffatti») – Франческо. Это талантливейший мастер интонировки и прекрасный человек – пример для всех мировых органостроителей. Последние 10 лет он является бессменным президентом Ассоциации органостроителей Италии, преподает в органостроительной школе в городе Крема. Франческо Руффатти – соавтор множества книг и статей, посвященных реставрации исторических органов севера Италии.
Но если обратиться к истокам моего ремесла, то музыкальное образование я получил в Волгограде. В 1986 году меня пригласили поработать музыкантом в Москву к известному композитору Владимиру Мигуле. Позже я организовал свой собственный коллектив, с которым двадцать три года назад уехал в Италию.
Конечно, тем, что сейчас владею такой редкой специальностью, я обязан исключительно случаю. Был период, когда я работал настройщиком фортепьяно в музыкальном магазине. Однажды ко мне подошли представители компании «Fratelli Ruffatti» и предложили попробовать освоить новую для меня специальность – интонировщик. А через двадцать дней заключили со мной контракт. Эта была невероятная удача!!!
Братья Франческо и Пьеро Руффатти и дочь Пьеро (дизайнер)
– Орган является «Королем» инструментов из-за своей сложности изготовления и красоты его божественного звучания. Так как все-таки происходит рождение этого необыкновенно величественного инструмента?
– Каждый орган – это уникальное и неповторимое творение. Конечно, все начинается с проектирования: учитываются все идеи и музыкальные потребности заказчика, а также размеры помещения и акустические возможности. Основная цель при создании дизайна – это чтобы инструмент гармонично сочетался с архитектурой того здания, в котором он будет установлен.
Особое внимание уделяется отбору высококачественных материалов, что гарантирует работу инструмента с максимальной эффективностью на долгие годы и в самых различных климатически сложных условиях, ну, и, конечно же, обеспечит то самое, божественное звучание.
Сегодняшний мировой рынок позволяет конструкторам органов закупать все детали и заниматься всего лишь сборкой готовых частей. Но в нашей компании, согласно традициям Ruffatti, создание каждого компонента происходит непосредственно в домашней лаборатории. Начиная от виндлады («хранилище воздуха») и до самых незначительных мелочей, включая регистровые рукоятки, которые расположены на пульте органа, – все это производится в цехах нашей мастерской. Так, для будущего инструмента тщательным образом подбираются стволы дерева махагони (красное дерево), привезенные из тропической части Африки. Затем дерево сушится в естественных условиях не менее пяти лет. Выбираются металлы высокого качества, из которых изготавливаются специальные сплавы – индивидуально для каждого регистра (наборы труб). Натуральная кожа также выделывается ручным способом.
Мы максимально эффективно используем специальные методы интонирования, то есть процесс, посредством которого звук трубы становится идеальным и дает возможность слияния звуков и регистров. В результате даже на небольших инструментах можно эффективно создавать огромное количество тембровых комбинаций. Безусловно, очень сложно рассказать, как все это происходит, я рекомендую посмотреть замечательный, очень красивый фильм (см. ссылку: vkontakte.ru/video-24337970_159706029), посвященный «рождению» органа.
– Евгений, а как называются мастера, которые изготавливают орган?
– В процессе изготовления органа принимает участие большое количество специалистов – это дизайнеры, художники, столяры, токари, механики, электрики, паяльщики, мастера по изготовлению труб и, конечно же, интонировщики – настройщики. Весь специализированный персонал производства обязательно должен быть подготовлен в соответствии с древними традициями органного ремесла.
– От чего все-таки зависит звучание органа?
– Если Вы имеете в виду красоту звучания, то это может зависеть от выбора необходимой диспозиции регистров в данном инструменте при его изготовлении; количества регистров и умения органиста сочетать (смешивать) регистры при исполнении данного произведения; безусловно, от вековых традиций, опыта интонировщика и мастеров изготовителей, которые передаются веками из поколения в поколение. Акустика зала установки органа, конечно, тоже имеет немаловажное значение.
– Сколько времени проходит от идеи до воплощения?
– Если речь идет об инструменте средних размеров, то со дня подписания контракта на его изготовление до сдачи инструмента под ключ требуется примерно один год.
– Самый интересный и необычный проект в Вашей практике?
– Прошу прощения у читателей за нескромность, но я уверен, что не ошибусь – любой инструмент «Fratelli Ruffatti» является необычным и неповторимым произведением искусства. Органы нашей компании радуют своим звучанием и являются украшением лучших архитектурных сооружений Севера Европы, Азии, Африки, Америки и Океании. Более 50 наших органов установлены практически во всех штатах Америки и более 500 непосредственно в Италии. Органы «Fratelli Ruffatti» пользуются большой популярностью среди известных во всем мире органистов.
– По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место среди всех инструментов. Вследствие своей выразительности он давно стал достоянием церкви. А где еще востребован этот инструмент?
– Прежде всего, я хочу обратиться к истории. Факты подтверждают, что орган был использован еще во времена Римской империи. В девятом веке этот инструмент появился и на западе – в качестве подарка Карлу от императора Константинополя. В те времена орган в основном использовался для поддержания королевских развлечений и лишь позднее был введен в ритуалы проведения религиозных торжеств. В результате он стал незаменимым инструментом во всех литургических церемониях. Тогда строительство органов в Европе очень быстро развивалось: инструменты становились все более сложными, увеличивались в размерах. Зарождались самостоятельные национальные традиции, с разнообразными конструктивными решениями и тембровыми характеристиками, которые сохранились и по сей день.
Сегодня во всем мире органы устанавливают в концертных залах, театрах, виллах и частных домах, отелях и ресторанах, а в Америке – даже в пиццериях и на больших кораблях.
– Где бы Вы посоветовали послушать орган в Италии?
– Если предметом Вашего интереса являются итальянские органы, то это не составит никаких трудностей – их тысячи. В каждой итальянской церкви установлено по одному или два прекрасных инструмента. Самый старинный, дошедший до наших дней итальянский орган был построен в 1471–1475 годах (автор Лоренцо Ди Джакомо из Прато), который до сих пор прекрасно звучит в Церкви Сан-Петронио в Болонье (Piazza Maggiore).
– Возвращаясь к началу нашей беседы, орган и Италия, понятия неразделимые лично для Вас?
– Орган – это целый мир, который я пытаюсь узнать последние десять лет. А Италия сегодня для меня является вторым домом и второй Родиной. Здесь я познал новые для меня трудности и радости, удачу и разочарование.
– О мечте…
– Мне лично очень жаль, что в такой богатой культурой стране как Россия нет ни одного итальянского органа. Последние годы я прилагаю все усилия для того, чтобы познакомить Россию с нашими замечательными инструментами, и надеюсь, что моя мечта рано или поздно осуществиться.
Комментарии ()