Отдых

Просмотров 3049

Сокровища Западной Беларуси

Сокровища Западной Беларуси

Текст и фото: Елена ДОБРЯКОВА

 

Что мы знаем о Беларуси? Чаще всего туристические маршруты пролегают в Минск, Брест, и, конечно, в популярное, весьма наезженное место — Беловежскую пущу. 

Западную Беларусь знают куда меньше. Волею судьбы в январе мой путь был проложен в Гродно и Гродненскую область в составе туристического кластера Санкт-Петербурга и Северо-Запада. И на этом пути меня ждало очень много открытий. Но обо всем по порядку. 

Гродно — самый западный город Беларуси. Сегодня, когда для россиян в силу определенных политических событий путь в страны Евросоюза закрыт, Гродно вполне может являться образцом европейского города, напоминая местами Польшу, Литву и даже Германию. 

ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ 

Кафедральный костел Святого Франциска Ксаверия, иначе его называют Фарным (центральным) собором, — доминанта старого города, в нем прихожане слушают проповеди и органную музыку. В Гродно представлены все конфессии, сохранилась неповрежденной в годы Второй Мировой войны Большая хоральная синагога, которая являлась главным центром европейской жизни Великого княжества Литовского. Но католиков тут больше всего, хотя сейчас это неравенство пытаются исправить, восстанавливая разрушенные православные храмы. 

Совершенно покоряет ощущением древней истории Каложская церковь. Это 12 век! В стенах для лучшей акустики и сохранения тепла вмонтированы полые глиняные горшки. Впечатляют древние руны и следы пальцев мастеров тех давних времен, которые можно разглядеть на краснокирпичной кладке. 

Примета Западной Беларуси — восстановление замков. Много лет королевский замок в Гродно стоял в руинах, разваливался под снегами и ветрами, и вот в 2017 году началось активное восстановление средневекового сооружения. Сегодня Старый замок и крепость, окружающая его — это превосходный музейный комплекс с воссозданными покоями короля, мультимедийной частью, смотровой площадкой, с сохраненными аутентичными фрагментами кирпичной кладки и найденной при раскопках бытовой старинной утварью. 

На пожарную вышку, которая тоже является доминантой города, каждый день в 12 часов дня выходит трубач в костюме 19 века и играет мелодию, никогда не повторяющуюся, и в этот момент город окутывает нечто ностальгическое и невероятно трогательное. Даже зимой гостей города тянет пройтись по столетней давности брусчатке, по пешеходной улице, носящей название Советская. А свернешь во дворик, и окажешься в креативном пространстве, где располагаются кафе или салон для бородачей, сувенирная лавочка. 

Сегодняшняя Беларусь — это причудливое смешение советского духа, наивной веры в лучшее, боли за несохраненные деревни, подвергшиеся укрупнению хозяйств, желание сберечь народные традиции и найти идентификацию с историческими корнями, уходящими к временам Речи Посполитой и Великого княжества Литовского. 

Эти выводы я сделала после посещения очень необычных мест: агротуристического комплекса в Каробчыцах, созданного по мотивам шляхетской усадьбы, а также восстановленного помещичьего хутора в деревне Каролино известного общественного деятеля 18 века Тызенгауза. Молодые предприимчивые люди организовывают семейный бизнес, отстраивая порушенные дворцы и дома польской, литовской и белорусской знати, осваивая большие участки земли, облагораживая близлежащие пруды и озера, заводя животных для экологических маршрутов, открывая музеи местного быта. 

А когда после экскурсии в городе Лида по Лидскому замку, где можно было примерить корону на королевской «свадьбе», увидеть суровые механизмы пыточной, вдохнуть воинственного воздуха сражений литовских и польских князей, пройти обучение средневековым танцам, будто на время сам становишься участником тех давних событий. И в морозном воздухе сквозь падающий легкий снег тебе вдруг представится скачущий на коне рыцарь в железных доспехах. 

После поездки в Западную Беларусь я теперь уже никогда не посмотрю с пренебрежением на хрустальную посуду с ручной гравировкой или сделанную по венецианскому методу. Достаточно было посетить музей стекольного завода Неман, а потом и само производство, чтобы убедиться, насколько это трудоемкий и «горячий» во всех смыслах процесс. 

Вспомнишь поневоле революционные будни советской страны, постановку «Победа над солнцем», «Окна РОСТа» Маяковского. На подиуме перед нами, будто слаженные части большого хитроумного механизма, разнонаправленно двигаются люди в белых футболках. Они дуют в стеклянные трубки, на концах которых возникают различные формы, огонь полыхает маленькими костерками, люди срезают специальными ножницами расплавленное стекло, вытягивают какие-то части и возникают замысловатые фигурки. Другие персонажи подходят, забирают изделия и уносят за «кулисы». Эта работа оценивается в 1200-1400 белорусских рублей, что составит 35- 40 тысяч российских рублей. 

Художница, которая за 8-часовую смену должна выгравировать рисунки на 300 бокалах, получит 800 белорусских рублей. Совсем немного. Изделия получаются высокохудожественные, много интересных вещиц можно приобрести в магазине. И, конечно, все желающие могут купить уникальную экскурсию на завод Неман. Это пример очень трудолюбивой и неприхотливой в своих требованиях Беларуси. 

Мало кто слышал в России о таком городе, как Новогрудок. Он маленький, всего 29 тысяч жителей, но его история невероятно богата. С девятого века Новогрудок имел торговые связи с Византией, а в 13 веке он стал столицей Великого княжества Литовского, здесь правил князь Миндовг. От древней крепости 11 века, имеющей оборонительные цели, сегодня остались две разрушенные стены. 

В этом городе родился Адам Мицкевич, здесь снимался в кино Владимир Высоцкий, здесь есть музей еврейского геноцида. Музей открыт в бывшем бараке для узников гетто. Новогрудок, всю историю своего существования переходивший от одного влияния к другому, был городом, в который стекалось еврейское население, по сути – местом оседлости. Фашистский режим предполагал уничтожение евреев до последнего представителя этого народа. В годы Великой Отечественной войны в Новогрудке было уничтожено 6 тысяч евреев. В Новогрудке случился совершенно беспрецедентный за историю Второй Мировой побег из лагеря: узники за четыре месяца прорыли под своим бараком туннель, и таким образом сумели спастись 250 человек! 

Примером того, как умирающее село можно превратить в очень привлекательное для туристов место отдыха, является деревня Белые луга в Гродненской области. С отремонтированными, любовно обставленными аутентичными и стилизованными предметами быта, мебелью, вышитыми рушниками и фотографиями начала 20 века, а главное, с благоустроенными туалетом и душем, эта деревня уже готова принимать гостей. Домашние гуси важно ходят меж домов, хлопая крыльями, кукарекают петухи и обживаются независимые кошки. Рыбная ловля, прогулки по лесу, грибная охота, купание в озере, деревенская еда, приготовленная местными хозяйками из качественных продуктов — вот такие перспективы уже обозначены для гостей Белых лугов. 

Говоря о Беларуси, нельзя не сказать о качестве местных санаториев и медицинских центров. Нам удалось их посетить несколько — и в самом Гродно, и в окрестностях. Невероятно хороши и по условиям проживания, и по набору медицинских услуг санатории «Радон» и «Неман-72», замечательна гостеприимством, качеством обслуживания и демократичностью цен «Жемчужина». 

Поистине поразил размерами территории, обилием красивейших корпусов с различным набором процедур, размерами и удобством бассейна санаторий «Озерный». Если сравнивать с ценами санаториев и профилакториев Санкт-Петербурга и Ленинградской области, то белорусские оздоровительные учреждения безусловно будут более выгодны, цены разнятся в полтора-два раза. Все эти санатории располагаются в экологически чистых местах: в лесу и, как правило, вблизи озер. Добавьте к этому высочайший уровень и подготовки врачей, качество оборудования, чистоту и удобство приема больных (здесь нет многонаселенных палат даже в бесплатном варианте лечения). 

От встречи с Беларусью остается ощущение чистоты и теплоты. Люди здесь добры и участливы, а сколько здесь красоты! 

+5

Комментарии ()

    Другие статьи