Отдых

Просмотров 3190

Вся надежда на сердце

Вся надежда на сердце

Текст: Янина ЗАРНИЦЫНА Фото: предоставлены пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке

В Молодежном театре на Фонтанке состоялась премьера спектакля Юрия Цуркану «Оружие сердец» по киносценарию Андрея Платонова «Семья Иванова». В названии спектакля соединены два образа, отображающие основной конфликт: «оружие» как война и «сердца» как любовь, человечество, мир. 

Это спектакль о людях в тылу, которые почти не видят войны «внешней», но она находится внутри каждого. Внутренне они все покалечены ею. Из оружия у этих людей есть только сердца, которые должны оставаться крепкими, любящими, прощающими, чтобы победить. 

Киносценарий, предполагающий в качестве декораций настоящие поезда, живописные ландшафты, электростанции и т.д., претерпел, естественно, изменения для сцены. Большой короб на черном фоне, сколоченный из широких досок белесого цвета и поставленный на бок — он и вагоны, и квартиры героев, и части улицы, и кафе и пр. (художник-постановщик Владимир Фирер). С помощью небольших перестановок вещей, разного освещения (художник по свету Евгений Ганзбург) пространство преображается из одного в другое. 

  

Образный текст Платонова привел режиссера к созданию во многом метафорического языка спектакля. Призрачный холодный свет, эфирное кружение снега, какая-то низкая обертонная, словно космическая, звуковая партитура (музыкальное оформление Сергея Патраманского). Герои взаимодействуют будто сквозь некую пелену закрытого внутреннего мира. Они одеты преимущественно в белое, светлое — как пораженные холодным светом, немного люди-призраки. И в то же время как содержащие в себе чистое сияние человеческой сущности, души, любви. А вот солдаты, находящиеся на фронте, показаны более бытово — ведь их война в реальном, внешнем мире. 

Главная героиня истории Ольга (Дарья Вершинина) ошибочно считает, что ее муж, который ушел воевать на фронт, погиб. Пластической миниатюрой в начале спектакля (хореография Сергея Грицая) задается один из основных мотивов — нежная, проникновенная любовь Ольги и Алексея (Владимир Маслаков). Одетые в белые одежды, они танцуют вдвоем, затем к ним подходят их уже подросшие дети, вместе они поднимают над головой скворечник. Вот она — семья Иванова. Они напоминают стайку белых птиц, построивших свое мирное уютное гнездо. История создания их семьи дана режиссером экспозицией как некий сон, лишь воспоминание о мирной жизни в целом — все происходит в дымке. 

Мирная жизнь в спектакле в буквальном смысле взрывается. Грохот, алая подсветка — и декорация-короб перекашивается набок, ощетинивается вывернутыми, оторвавшимися досками. В концепции общей поломанности мира герои разыгрывают некую пантомиму с досками в руках — каждый со своей доской — как с осколком мирной жизни, каждый несет доску, как несгибаемый стержень, как память о прошлой жизни, в то же время как крест, и в итоге как крышку последнего пристанища. 

К слову, образ птиц будет прослеживаться дальше: словно белые птицы будут кружиться вокруг раненого Алексея его жена Ольга, санитарка (Екатерина Родионова) и сестра в госпитале (Марина Ордина); бабушка Марфа Никитишна, мать Алексея (Регина Щукина), умирая, сняв с себя верхнюю одежду, в белой сорочке, как белая птица-душа, улетит на свет вдали. И само собой вспомнится: «Они до сей поры с времен тех дальних летят и подают нам голоса…» 

Дарья Вершинина — недавняя выпускница театрального института, тонкая, нежная, внешне хрупкая. Ольга в ее исполнении получается совсем молодой женщиной, почти девочкой (по этой причине, видимо, из спектакля был убран старший сын героини, оставлены только двое младших детей), для которой война — это в первую очередь потеря себя из-за потери любимого. Вершинина играет внутренне застывшую женщину, которая, несмотря на природную доброту и мягкость, не способна искренне проникнуться хоть каким-либо по-настоящему теплым чувством к предлагающему ей новые отношения соседу Пашкову (Сергей Барковский). На связь с ним она идет словно в последний бой, отчаянно и обреченно. Пашков тоже «застывший» человек — вся его семья, жена и четверо детей, погибли под немецкой бомбежкой. Барковский в этой роли почти полностью отказал себе в привычной для него красочности, эффектности, броскости. Даже голос актер здесь меняет, придерживаясь низкого ровного тембра, не давая воли своим обычно пластичным интонациям. Его герой — совершенно одинокий человек, который живет прошлым: он хранит постель жены, игрушки детей. Одна из сцен сделана так, что Пашков даже пытается натянуть на себя платье покойной жены, которое, конечно, ему мало, он застревает в нем – настолько сильно этому человеку не хватает тепла, элементарных объятий близкого человека, чувства общности с кем-то. И он смеется в этот момент сам над собой, понимая, как глупо и странно себя ведет, но смех его — то ли смех, то ли плач. Поверив в новые отношения, Пашков приносит Ольге в подарок патефон – так он отдает ей отогретую музыку своей души. В нем что-то возрождается, но в Ольге — умирает. Надежда. Она не может жить без Алексея. 

Какая-то звезда светит героям с начала спектакля — на заднике сверху постоянно горит прожектор: то ли это свет грядущей Победы, поскольку «наше дело правое» и с нами Бог, то ли звезда общей человечности и любви. Под грохот салюта Победы свечение этой «звезды» включится в перекличку разноцветного мигания, а в финале продолжит светить над обновленным домом Ивановых: вернувшийся все-таки с войны и простивший измену жены Алексей условно соберет их дом заново из двух подобранных досок. И вообще возвращение принесет новую реальность — свет потеплеет, начнут петь птицы, черный фон посветлеет. Так начнется возрождение мира, разорванного войной. Людьми, чьи сердца победили. 

0

Комментарии ()

    Другие статьи