Стиль
«Дочь тьмы», мистический триллер-притча в традициях Николая Гоголя и Алексея Толстого, вышел в российский кинопрокат 18 февраля. Премьерный показ состоялся в одном из кинотеатров «Мираж-синема», причем название сети кинотеатров вполне соответствовало фильму, представленному избранной публике.
Сюжет ленты режиссера Ростислава Мусаева по сценарию Вадима Тартаковского таков: в одну из российских деревень конца позапрошлого века приезжает невеста барина — роковая красавица, манящая и таинственная. Обитатели барского дома, а также деревенские жители подпадают под ее гипнотические чары. И только местный блаженный Иван — «дурачок», живущий на болоте – чувствует неладное. Опасность исходит от приезжей молодой барыни. «Души в ней нет, только ненависть» – так характеризует роскошную красавицу «божий человек». Сама героиня это осознает и подтверждает: «Душа? Чего нет, того нет!» И творит зло, потому что является порождением темных сил.
Драма о человеческой душе
Первоначально фильм носил рабочее название «Блаженный», однако прокатчики предложили заменить его на более звучное и интригующее «Дочь тьмы». Именно эта темная, мистическая атмосфера очень хорошо передана в фильме, съемки которого проходили в окрестностях старинного города Торжок, в месте под названием «Чертов мост». Как гласят местные легенды, в этих краях происходило много странного и непонятного. Именно эти предания и истории и легли в основу фильма. Общую мистическую атмосферу дополняют меланхоличные песни в исполнении Петра Налича.
«Это фильм для людей и о людях. И нам важно, чтобы зритель, выходя после просмотра фильма из зала, задал себе вопрос: а не обо мне ли этот фильм? Для меня это драма, которая касается каждого, в том числе и нас, тех, кто делал этот фильм», — сказал перед показом Ростислав Мусаев.
По мнению исполнительницы главной роли, актрисы Анастасии Веденской, в России нет той традиции классического хоррора, которая уже много лет существует на Западе. Однако в отечественном фольклоре и литературе существует другой жанр, который по силе воздействия на аудиторию и степени нагнетания мистической атмосферы может поспорить с сюжетами классических голливудских фильмов ужасов. «Если вы читали сказы Бажова, вы можете представить себе русскую мистическую традицию. Да от одного только прочтения этих невероятных повествований о путешествии в подземные глу- бины дрожь пробирает! И, в отличие от «фабрики грез», наш кинематограф может опираться именно на эту традицию, и создавать настоящие шедевры!»
Впрочем, сама актриса с необычной и яркой внешностью (кстати, Анастасия даже внешне похожа на Эммануэль Сенье, сыгравшую воплощение темных сил в триллере Романа Полански «Девятые врата») в полной мере смогла проникнуться духом и атмосферой истории о «дочери тьмы». Ее героиня Аделаида манипулирует людьми и, проникая к ним в душу и стремясь завладеть ей, подчиняет себе людей и проверяет их стойкость.
– Анастасия, было ли сложно работать над ролью? Была ли эта роль своеобразным вызовом для вас?
– Многие актрисы отказывались от этой роли из-за суеверий. А я как раз люблю эпос, дохристианские представления о мире, меня интересуют культы и религии, с этим связанные. И меня мало что пугает, тем более что роль интересная, неоднозначная. Мне многие говорят: твоя героиня злая, как ты могла согласиться играть ее? А мне в ответ хочется задать вопрос: вот Воланд у Булгакова, он злой или добрый? Невозможно ответить на этот вопрос однозначно. И для меня такие роли – не вызов, а рабочий материал. А насчет вызовов… Например, в комедийном сериале «Рая знает все» мне нужно было сыграть не хуже моей коллеги Ирины Пеговой. Вот это был вызов! Что до сложных ролей, то сейчас, к примеру, мне предстоит сыграть мать, которая по сюжету выбрасывает собственного ребенка в мусорный бак. И эта роль меня не отталкивает, не пугает, а заставляет задуматься, искать средства воплощения характера героини.
– Какими тремя словами вы охарактеризовали бы себя как актрису?
– Смелая, честная, бескомпромиссная.
– У вас есть роль мечты?
– В современном кинематографе иметь роль мечты – это непозволительная роскошь. К сожалению, раньше актеры могли себе позволить работать над своей ролью годами. И получались действительно шедевры. А в наше время ограниченность ресурсов, в том числе и времени, диктует свои законы.
– Как вы восстанавливаетесь после сложной роли?
– Я много читаю. Для меня это словно медитация, я погружаюсь в процесс и набираюсь сил. Не люблю электронные книги – только «живые», бумажные. Мой любимый педагог в институте – профессор Ксения Александровна Волохова, которая преподавала зарубежную литературу. Мы до сих пор с ней дружим, и она дает мне рекомендации.
– Последние три прочитанные книги?
– «Книга Дины» (Хербьерг Вассму), «Красота – это горе» (Эка Курниаван), «Дом на краю света» (Майкл Каннингэм).
– В чем заключается ваш драйв?
– Я занимаюсь спортом (бокс), но не ради драйва, а ради определенной цели, результата — держать себя в форме. В свое время я принимала участие в автомобильных гонках и занимала призовые места – я хорошо вожу машину. Но мне не интересен процесс ради процесса – мне нужна цель, и ее достижение и есть мой драйв.
Комментарии ()