Стиль

Просмотров 3332

Анатолий Черных — летописец российской культуры

Анатолий Черных — летописец российской культуры

Мастерская петербургского художника Анатолия Черных, расположенная неподалеку от Мариинского театра, наполнена удивительными образами – от написанного пальцами образа Христа до сочных, ярких портретов средиземноморских красавиц. Между тем Анатолий Владимирович известен тем, что своей кистью, своим талантом он увековечил великих и тоже талантливых людей, чьи имена прославили и продолжают прославлять российскую и мировую культуру.

По воспоминаниям Анатолия, его уральская семья жила скромно, можно даже сказать, бедно. Однако талантливый мальчик стал очень рано рисовать. Причем, поскольку бумаги и красок хороших не было, маленький Толик рисовал… на обороте географических карт. И при этом всегда приносил домой пятерки.
Большую роль сыграли в судьбе художника женщины, и прежде всего мать и тетка, родная сестра отца. Последняя, узнав, что мальчик много рисует, настояла на его учебе в только что открывшейся в городе художественной школе. А мать, по воспоминаниям художника, всегда поддерживала и интересовалась увлечением сына, и всегда верила, что тот станет художником. В этом ее убедили не только занятия Анатолия, но и слова священника, крестившего мальчика – тот сказал, что новокрещенный непременно станет художником. Это было пророчество, которое сбылось. «Еще мать говорила, что я на отдельной ветке вырос, поскольку у нас в роду художников не было. Нужно верить в Бога и жить с ним!» – утверждает Анатолий.

Диплом №13
Однако талант не скроешь – мальчик много практиковался, часто посещал изобразительный музей, делал копии великих картин. Узнав, что Рембрандт делал офорты на металле, Анатолий решил – в 14 лет! – создать с помощью местного художника свой первый офорт. В 1971 году талантливый подросток с отличием окончил художественную школу и получил «красный» диплом под №  13. В том же году открылось художественное училище в г. Орле – судьба словно вела молодого Анатолия. В 1977 году, после службы в ВДВ, молодой специалист защитил диплом серией плакатов «Это не должно повториться». За эту работу он получил премию Советского Комитета

Защиты мира.
В 1978 году открылось художественное училище в Оренбурге, куда выпускника пригласили преподавать живопись и композицию. Однако Анатолий буквально бредил мечтой учиться в Академии художеств в Ленинграде. И мечта сбылась – в 1982 году Анатолий поступил на факультет графики.

От Петра Великого до Валерия Гергиева
В 1988 году Анатолий Владимирович окончил учебу в Академии дипломной работой с серией офортов «Певец и время. Владимир Высоцкий», получив за нее оценку «отлично» и похвалу самого Юрия Непринцева. Народный художник СССР, маститый академик тогда назвал молодого Анатолия «великим мастером» и фактически дал зеленый свет его таланту.
После окончания Академии Анатолий Владимирович Черных получил направление на преподавательскую работу в Академический художественный лицей им. Б. Иогансона. И параллельно стал специализироваться на создании портретов исторических деятелей и деятелей культуры. Он создал портреты Петра I и Александра II, подвижников русской культуры прошлого – А. Ф. Кони, П. Ф. Лесгафта, а также наших современников, сравнительно недавно ушедших из жизни – В. С. Высоцкого и Д. С. Лихачева. Все эти портреты получили высокую оценку крупнейших специалистов в области живописи.
Постепенно Анатолий Черных пришел к мысли, что надо писать портреты великих россиян, петербуржцев при их жизни. Эта мысль посетила мастера, когда был закончен портрет Д. Лихачева. Через три года он пишет портрет В. Гергиева. Затем была целая плеяда портретов деятелей театра, балета и высокой музыки – Д. Хворостовского, Д. Вишневой, У. Лопаткиной, Ф. Рузиматова, Н. Цискаридзе, Д.Мацуева, В.С.Ланового, С.В.Викулова, А.С.Дмитриева, И.И.Краско, Н.Н.Иванова, К.Громовой, Р.Д.Фурманова, Н.Г.Алексеева, Д.А.Гранина, А.С.Чаркина, Р.Нуреева и других выдающихся деятелей российской и мировой культуры.

 

Встреча двух мастеров
Анатолий задался целью написать портрет великого маэстро Темирканова. Для этого он познакомился с Юрием Хатуевичем, и в течение полугода ходил на его концерты и репетиции, старался запомнить, зафиксировать все: жесты, мимику, речь Маэстро, его манеру творческого общения с оркестром. И главное – слушал. Слушал его музыку. Анатолию даже удалось побывать в гостях у Темирканова и открыть для себя тот факт, что обладает тонким художественным вкусом, широким кругозором и глубокими познаниями в области изобразительного искусства. Часто бывая за границей, Темирканов посетил все лучшие картинные галереи мира, приобрел «насмотренность», настроился на красоту полотен великих мастеров. Более того – сам Темирканов оказался виртуозным рисовальщиком.
И тогда Анатолий понял, что главный ключ к успеху – настройка на интеллект, на культурное богатство маэстро. И тогда дело пошло – нашелся и образ, идеально подходящий для иллюстрации к таинству, которое рождается за дирижерским пультом. Дирижер изображен за партитурой «Реквиема» Моцарта. Его рука воздета в жесте благословения, лицо озарено духовной связью с гениальным произведением великого композитора, чье божественное творчество оказалось помноженным на дирижерский талант Темирканова...
Анатолий Черных долго ждал возможности показать свою работу Юрию Хатуевичу. Но пришел день – 8 июля 2011 года – когда Темирканов посетил мастерскую художника и смог увидеть не только свой портрет, но и другие работы Анатолия. Маэстро принял «Реквием», оставив на картине свой автограф. Кроме этого, в конце встречи с художником Юрий Хатуевич решил пошалить, и оставил ему на память свой автошарж.

Родная душа
«Она спустилась ко мне с небес» – так художник рассказывает о своей первой встрече с непременной героиней большинства своих последних работ. Конечно, это гипербола  – кошка, скорее всего, была одной из подопечных актрисы Нины Николаевны Ургант, живущей в том же доме, однажды решила выбрать себе нового хозяина. И в один прекрасный день она спустилась с куста сирени во дворе и вошла в мастерскую художника. Получив угощение и новое имя – Чернышка (аллюзия на фамилию владельца мастерской) – кошка стала полновластной хозяйкой дома и сердца Анатолия. Сам он убежден, что в кошке жила душа его бабушки Пелагеи Фоминичны. Как бы то ни было, деликатная усатая компаньонка прожила в мастерской художника 22 года. Сегодня черно-белая кошачья фигурка появляется на переднем плане или наоборот, прячется в уголке каждой новой работы художника. А посвящены они в большинстве своем воспеванию красоты. Они полны восхищения красками и формами, женской прелестью, атмосферой стремительного цыганского танца или строгим изяществом классического балета. Художник любит жизнь и стремится запечатлеть, зафиксировать ее полноту на своих полотнах.


www.anatolichernykh.ru

0

Комментарии ()

    Другие статьи